12 октября в Белгосфилармонии состоится открытие фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень»

12 октября в Большом концертном зале Белгосфилармонии состоится открытие фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень». Форум откроет новый концерт из популярного цикла «Классика для всех» Государственного академического симфонического оркестра Беларуси под управлением главного дирижера народного артиста Беларуси Александра Анисимова. 

Фото из архива «СБ»

– Этот концерт мы анонсируем в цикле «Классика для всех», но, на мой взгляд, в нынешней программе все-таки присутствует некая диалектика, – считает Александр Михайлович. – Я часто говорю и в интервью, и при общении с публикой, что наше искусство, с одной стороны, элитарно, с другой – предельно демократично, потому что я не представляю себе служения этому искусству, если не заинтересовал им далеких от музыки людей, не знающих основ гармонии, полифонии или контрапункта. Это сочетание элитарности и демократичности очень непростое. Предстоящая программа концерта является иллюстрацией этой диалектики.

Если первый концерт этого сезона состоял практически из хитов мировой музыки: увертюры Вебера к опере «Оберон», популярнейшего концерта Дворжака для виолончели с оркестром, обработки Мориса Равеля цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки», которую знают и любят даже дети, то второй наш концерт контрастен этой программе. Не забудьте, что в первом концерте прозвучало и произведение белорусского композитора Галины Гореловой «100 секунд», посвященное вашему покорному слуге. Мы задумали два концерта открытия симфонического сезона нашего оркестра. Теперь хотим показать нашу другую сторону, нашу другую ипостась – увлекать публику малоизвестными сочинениями, редко исполняемыми, а также новыми произведениями как белорусской, так и мировой музыки.

Так в программе появился Концерт для скрипки с оркестром австрийского композитора-экспрессиониста Альбана Берга – одно из самых одухотворенных и поэтичных произведений ХХ столетия, которое не исполнялось у нас в Минске, наверное, лет 70. Это музыка очень высокого интеллектуального полета. Но чтобы ее понять и почувствовать, совсем необязательно знать так называемую серийную технику, в которой она написана. Этому стилю посвящена масса теоретической литературы. Она была популярна у композиторов новой венской школы – Антона Веберна, Арнольда Шёнберга и других. Среди советских и российских композиторов к ней прибегали Эдисон Денисов и Андрей Волконский, Дмитрий Шостакович и другие. В этом произведении в некотором смысле Альбан Берг сделал исключение для своего музыкального стиля. Это его последнее произведение, и он посвятил его памяти юной дочери Альмы Малер, вдовы Густава Малера Манон Гропиус. Сочинение имеет посвящение «Моему ангелу». Оставим знатокам право копаться во всех эстетических нюансах и музыкальных формулах Концерта. Слушатели просто получат удовольствие от музыки, написанной от чистого сердца, нежной и волнующей. Тему печали Берг поднял так высоко, что она доходит до катарсиса, также как как Шестая симфония Чайковского или трагические страницы в творчестве Малера или Шостаковича. Они поднимают и саму музыку, и тех, кто ее слушает, до невероятных духовных высот. Концерт прозвучит в исполнении солистки нашего оркестра, лауреата международных конкурсов Марины Новак. Марина – второй концертмейстер группы первых скрипок, уже зарекомендовала себя как талантливый солист, сыграв малоизвестный концерт Игоря Стравинского в прошлом сезоне.

Фото из архива «СБ»

Также, по словам Анисимова, в программу включено произведение, которое под силу не каждому коллективу и концертной организации:

– Симфоническая фреска «Поэма экстаза» Александра Скрябина написана для огромного состава оркестра и заставляет музыкантов преодолевать исключительную сложность этого произведения, поэтому редко исполняется. Соло на трубе исполнит солист нашего оркестра Евгений Мисевич. Мы, как видите, продолжаем в новом сезоне популяризировать творчество музыкантов, которые являются членами нашего коллектива. Евгений Мисевич -- украшение нашего оркестра, очень талантливый и разносторонний музыкант, играющий не только классику. Он замечательный джазист, прекрасно импровизирует, замечательно играет популярную музыку в наших концертах у ратуши и в новогодних программах нашего концерта. Можно сказать, что он любимец и оркестра, и публики.

Заведующий кафедрой специального фортепиано Белорусской государственной академии музыки, доцент, талантливый пианист, чье творчество всегда интересно публике, Владимир Дулов исполнит Концерт № 5 Ми-бемоль мажор для фортепиано с оркестром «Император» Людвига ван Бетховена. Этот Концерт тоже звучит нечасто, поскольку это одно из сложнейших произведений мирового фортепианного репертуара.

По мнению Александра Анисимова, программа составлена с определенной долей риска:

-- Элитный налет этой программы – довольно смелый и рискованный шаг. Честно говоря, я был готов к тому, что наш постоянный аншлаг на этот раз будет под вопросом, но, к счастью, ошибся. Видимо, доверие и к нашему коллективу, и ко мне как его руководителю со стороны публики уже достаточно велико. Неважно, знакомая прозвучит музыка или нет, известная или не очень, если наш коллектив предлагает произведение, значит, к нему стоит отнестись с интересом.

Также, по словам Александра Михайловича, к исполнению двух произведений программы – Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга и «Поэмы экстаза» Александра Скрябина – будут привлечены студенты Белорусской государственной академии музыки:

– В Концерте Берга будет участвовать квартет кларнетов, они разместятся на нашем балконе и сыграют цитату из Баха, которую процитировал Берг… Музыка будет литься как будто с небес. В «Поэме экстаза» задействован весь духовой оркестр академии музыки, а это не менее 45 человек, так что слушателей ждет яркая музыкальная кульминация и апофеоз. Даже немного опасаюсь за наши люстры…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter