...И конь, и трепетная лань

Интернет–пользователям госканала «Россия» предлагается назвать имена самых выдающихся деятелей российских времен и народов. Обставлено это виртуальное мероприятие вполне плюралистично: «Кто олицетворяет Россию и ее прошлое? С кем мы идет в будущее? С негодяем или со святым? Со злодеем или с гением? С героем или самозванцем?» Именно так, проникновенно и пафосно, вопрошается на сайте нового проекта, который назван «Имя России»...

Интернет–пользователям госканала «Россия» предлагается назвать имена самых выдающихся деятелей российских времен и народов. Обставлено это виртуальное мероприятие вполне плюралистично: «Кто олицетворяет Россию и ее прошлое? С кем мы идет в будущее? С негодяем или со святым? Со злодеем или с гением? С героем или самозванцем?» Именно так, проникновенно и пафосно, вопрошается на сайте нового проекта, который назван «Имя России».


Россияне немедленно приступили к ответам.


Посочувствуем участникам игры:


— В истории фигурирует такое натуральное количество и святых, и негодяев, и злодеев, и гениев, что в калейдоскопе вполне можно запутаться и напороть ошибок.


К тому же существует известная традиция, метко схваченная в анекдоте эпохи дорогого Леонида Ильича:


— Папа, а Брежнев — великий человек?


— Подожди, сынок. Умрет, тогда и скажут...


У изумительной традиции крепкие корни — кого только не возвеличивали при жизни до уровня икон, а потом сладострастно и с гиканьем затаптывали! Иосиф Виссарионович Сталин удостоился даже всенародного выноса из Мавзолея, обидного перемещения под Кремлевскую стену, а сейчас вроде как готовится в третий раз перебраться в Подмосковье, на новое место... — чуть было не сказал местожительство, пардон, конечно! — погребения. А уж как возносили его при жизни, заполошно крича о бессмертии вождя! Кстати, по той же любимой традиции громче всех вопили те, кто без лишнего шума потом распорядились вынести бренные останки Генералиссимуса под стенку.


Но возвратимся к телепроекту «Имя России».


Вдумчиво осмыслив и взвесив все «за» и «против» относительно гения и злодейства, россияне назвали 50 видных фигурантов истории. В списках и Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев, и самодержица Екатерина II, а также много иных мужчин и женщин, известных по учебникам истории СССР и телесериалам.


На сегодняшний день свою версию главного «имени» предложило что–то около 3 миллионов телезрителей! Немало участников проекта, между прочим, проживает в Беларуси...


Не скрою, меня впечатлило умение московского ТВ вовремя подбросить патриотическое поленце в костерок, который стал было угасать после исторического подвига Д.Билана на «Евровидении», а также мячей Аршавина и его команды в ворота Голландии.


А костер должен пылать!.. Даже жарким летом. Так велит «патриотический» жанр.


Итак, список составлен. Кто же в первой тройке «имен»? На сегодняшний день, представьте, места распределяются так. В качестве главных положительных лиц отечественной истории лидируют: тов. Сталин, на втором месте — его величество Николай II (Романов), на третьем — тов. Ленин. И здесь, уважаемые читатели, я хочу вполне откровенно признаться, что ничего не понимаю!!! Ну как это может быть: самые благодетельные герои — два несгибаемых революционера. Замечательно, но почему между ними — царь? Это что–то из триллеров Хичкока и Тарантино. Разобраться невозможно. Есть, безусловно, люди в сегодняшней России, да и в Беларуси, которые считают, что с именем И.В.Сталина связаны все исторические достижения СССР, что он, по известному выражению Черчилля, «принял страну в лаптях, а оставил ее с баллистическими ракетами». Это, конечно, факт! Но при чем тогда занимающий в рейтинге твердое второе место носитель этих самых «лаптей» Николай Романов, чье свержение и было главным делом жизни как Владимира Ильича, так и Иосифа Виссарионовича? Каждый любознательный студент истфака знает сегодня, сколь принципиален был царь в искоренении большевиков. Знает и то, сколь неутомим и изобретателен в ниспровержении империи был терминатор Ленин. Не очень большой секрет и классовая безжалостность Сталина, который вплоть до марта 1953 года всей силой государственной машины преследовал тех, кто мало–мальски был причастен к монархизму...


Что это значит?


Только одно: прав должен быть либо Сталин, либо Николай. Исторической ничьей здесь быть не может! Иначе обществу до морковкиных заговений предстоят мучительные и бессмысленные споры, раздирание ран и посыпание волос пеплом.


И способствовать этому бесконечному раздраю будут такие вот нелепые «рейтинги».


Сталин, царь, Ленин... И все — в одном флаконе!


Что значит этот сон разума? Я был бы согласен с тем, что в «Имени России» Генсек должен стоять на первом месте, а император — на 50–м. Но вполне логичным был бы и кардинально иной расклад: царь — впереди всех, а Сталин — на последнем месте.


Такая «народная социология» была бы отмечена хоть каким–то здравым смыслом. Надо же, в конце концов, признать либо самодержавную, либо советскую концепцию развития страны правильной и полезной! Нельзя же рассиживаться на двух стульях...


Но как же, черт побери, в нормальной голове может существовать такая абракадабра: и царь, и Сталин — почти что в одинаковом соотношении — в роли позитивных лидеров российской истории?


Воля ваша, дорогие читатели, но тут уж одно из двух...


Наш телезритель со своей особой ментальностью, которую никаким аршином, как известно, не измерить, как всегда, — впереди планеты всей...


И это, по–моему, придает новому телепроекту не социологический, а, скорее, медицинский аромат.


А в итоге с глубоким вздохом приходится признать, что ошибался, круто ошибался Александр Сергеевич Пушкин, когда самонадеянно уверял современников и потомков, что, мол, «в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань». Все, оказывается, можно! Было бы только желание... Точнее, отсутствие желания размышлять и делать разумные выводы из нашей истории.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter