Пресс-релиз о принятии Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле»

Поиск официальных документов

Принятые с по
Тип документа
Сортировка
Поиск
 

Тип документа:


8 января 2015 года Глава государства подписал Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле». Подготовка этого документа вызвала заинтересованное обсуждение среди депутатов, в Совете Республики, государственных органах, Православной Церкви и обществе в целом.


Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» излагается в новой редакции, при этом сохраняет основные положения, действующие на протяжении 13 лет. В первую очередь, сохраняются государственные гарантии осуществления погребения, к коим
относится выдача документов (врачебного свидетельства о смерти (мертворождении), справки о смерти, свидетельства о смерти), нахождение и выдача тела (останков) умершего из морга.

Кроме того, для осуществления погребения умершего государство гарантирует предоставление участка для захоронения, а также, по выбору лица, взявшего на себя организацию погребения, выплату пособия на погребение либо предоставление на безвозмездной основе гарантированных услуг по погребению.

Что касается гарантированных услуг, то оказывать их будут специализированные организации в следующее объеме: предоставление и доставка гроба и тумбы (креста), перевозка тела (останков) умершего к месту погребения либо в крематорий; захоронение тела (останков) умершего или урны с прахом (пеплом). Цены (тарифы) на гарантированные услуги будут устанавливать и регулировать облисполкомы и Мингорисполком в пределах размера пособия на погребение.

Также новый Закон однозначно определяет, где и как будут оказываться гарантированные услуги по погребению и предоставляться участки для захоронения. Итак, эти участки и услуги будут бесплатно предоставляться: по месту рождения умершего; по последнему месту жительства или месту пребывания умершего; по месту захоронения рядом с ранее умершими супругом (супругой), близкими родственниками; по месту жительства или месту пребывания лица, взявшего на себя организацию погребения. Причем выбирать место оказания услуг и (или) предоставления участков будет лицо, взявшее на себя организацию погребения.

Законом установлены и минимальные размеры бесплатно предоставляемых участков для захоронения: для двухместного захоронения размер участка должен составлять не менее 2,3 метра в длину и 2,0 метра в ширину, а для одноместного захоронения – 2,3 метра в длину и 1,4 метра в ширину. Закон также определяет случаи получения либо резервирования (увеличения бесплатно предоставленного земельного участка на кладбище) участков для захоронения за плату, осуществляемую разовым платежом.

Новая редакция Закона была дополнена нормами прямого действия, опробованными на практике в течение длительного времени. В Законе закрепляется размер пособия на погребения, который будет равен средней заработной плате работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти (к примеру, согласно данным Белстата, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в ноябре 2014 года составила 6 194 398 бел. рублей). Кроме того в новом редакции документа предусмотрены случаи возмещения расходов на установку надгробного памятника семьям военнослужащих.

По новому Закону за организацию работ по содержанию и благоустройству кладбищ будут отвечать исполкомы. А вот сами работы по обслуживанию мест погребения будут осуществляться специализированными организациями, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в сельских населенных пунктах – лицами, ответственными за содержание и благоустройство места погребения, которых определят поселковые и сельские исполкомы.

За содержанием в надлежащем порядке мест в колумбарии, могил, как правило, должны следить лица, взявшие на себя организацию погребения, а за надмогильными сооружениями – те, кто взял на себя организацию их установки. При этом если размер надмогильного сооружения превысит размеры выделенного участка, то владельцу грозит демонтаж такого сооружения без обеспечения сохранности и возмещения ущерба в том случае, если он по письменному требованию спецорганизации либо сельисполкома не приведет его в соответствие с нормативными требованиями.

Одним из нововведений Закона является проведение инвентаризации мест погребения, в ходе которой будет обследоваться состояние участков для захоронения с могилами и надмогильными сооружениями (при их наличии). При выявлении участков для захоронения с разрушенными надмогильными сооружениями, не подлежащими ремонту или восстановлению, спецорганизации должны будут сообщить собственникам о необходимости приведения объекта в порядок в течение двух лет с даты уведомления. Это может быть как размещение информации непосредственно на этом участке, так и заказное письмо. По истечении двух лет разрушенный объект может быть демонтирован и утилизирован, а на его место установят идентификационный знак с указанием ФИО, дат рождения и смерти умершего (если таковые известны).

Если же при инвентаризации обнаружат самовольное захоронение, то после установления личностей захороненного и захоронившего последнему предложат в пятидневный срок произвести перезахоронение на участок для захоронения, отведенный спецорганизацией. В случае невыполнения данного требования, либо при отсутствии сведений о лице, взявшем на себя организацию погребения, спецорганизация передаст сведения местным органам власти для принятия решения о дальнейших действиях в отношении самовольного захоронения.

В закрытых местах погребения можно будет осуществлять захоронение только на свободных местах в пределах выделенных участков, а также подзахоранивать урны с прахом в существующую могулу (супруга (супруги), близкого родственника или свойственника) с соответствующей регистрацией произведенного захоронения, при этом будет необходимо подтвердить степень родства или свойства.

Источниками финансирования похоронного дела по-прежнему будут средства бюджета, а также иные источники, не запрещенные законодательством. При этом на выполнение работ по содержанию и благоустройству мест погребения будут направляться бюджетные средства, выделяемые на благоустройство и поддержание в надлежащем санитарном состоянии территорий административно-территориальных единиц.