Источник: Знамя юности
Знамя юности

Зюзя, ангелы и платья. Посмотрите, какие поделки из бересты мастерят кричевские школьники

Зюзя, ангелы и платья

За большим столом в Кричевском районном центре дополнительного образования для детей и молодежи «Кречут» более десятка мальчишек и девчонок увлеченно возятся с березовой корой. Пока одни «распускают» природный материал на полоски, другие приклеивают тонюсенькие «лепестки» на мешковину, ткань, картон. Третьи заняты изготовлением оберегов – ангелов, подков, лялек. 

Смотрим внимательно...
 ...а потом делаем самостоятельно

- Свои лучшие новые работы мы не сможем вам показать – они экспонируются на республиканской рождественской ярмарке-выставке, – с ходу уточняют участники творческого объ­единения «Живая берес­та». – Но есть более ранние: картины, шкатулки, даже платья из бересты!

Берестяные изделия кричевских школьников не раз побеждали на районных, областных, республиканских конкурсах и фестивалях. Их красотой восхищались участники и гости «Славянского базара в Витебске», купаль­ского феста «Александрия собирает друзей», республиканских «Дажынак», жители Бреста, отмечавшие 1000-летие города. Возрождать древнее ремесло в Кричеве начали в 2016 году. Заве­дующая отделом по основной деятель­ности центр­а «Кречут» Людмила Устиненко вспоминает:


– В конкурсе, организованном Могилевским городским центром развития малого предпринимательства «Бизнес – экология – туризм», наш проект по развитию бересты получил диплом в номинации «Лучшая старт-идея». В 2017-м на его реализацию Международный фонд развития сельских территорий при поддержке Программы малых грантов Глобального экологического фонда выделил нам средства. Закупили ножи, ножницы, подложки для будущих картин, рамки, линейки, горячий клей и ПВА… Берес­та – дивный, податливый, прочный материал. Издревле его использовали для письма – спустя века до нас дошли знаменитые берестяные грамоты. Он экологически чис­тый, о его чудесных свойствах хорошо знали наши предки. Мас­терили из него посуду: она не пропускала воду, в ведерках и туе­сах из бересты не кисло молоко. Плели лапти и стельк­и для солдатской обувки: они обладали антигрибковыми и антибактериальными свойствами. Мы до этого не один год работали с природными материалами – мхом, лишайником, луковой и яичной шелухой – и за­долго до конкурса задались цель­ю: в эпоху Instagram и YouTube возродить бересту, приобщить к старинному ремес­лу молодежь. И хотя носителей традиций, которые могли бы научить нас, наших детей делать из нее аутентичные вещи, увы, не осталось, мы восстановили техно­логию по архивным доку­ментам, с помощью музей­ных работников. 

Семиклассница средней школы № 1 Ангелина Тимошенко, которая несколько лет дважды в неделю посе­щает творческое объ­единение «Живая береста», отмечает:

– Я знаю, что из березовой коры в старину детские люльки плели. 

Ангелина Тимошенко с Зюзей

Влюбилась Ангелина в бересту благодаря братьям:

– У меня их пятеро. Старшие братья Илья и Даниил, которым сейчас 18 и 16 лет, еще в начальных классах увлеклись творчеством. Когда стали приносить домой сделанных своими руками пичужек, картины из бересты, поняла, что тоже хочу научиться мастерить такую красоту. 

Научилась. Одна из картин Ангелины и ее подруги Марии Александровой с изображением в поле белорусочки в веночке, национальном костюме и с лошадью удостоена приза на республиканской выставке. Ангелина уверена, что трое младших братьев тоже скоро приобщатся к творчеству:

– Они помогают мне собирать со старых поваленных берез кору. А я приношу ее на занятия.


Людмила Устиненко улыбается:

– Мы все приносим. Мои дети надо мной подшучивают, когда из лесу возвращаюсь. Мол, мама, ты вроде как по грибы пошла, а вернулась с несъедобным. А у меня за плечами – мешок березовой коры… С заготовкой бересты нам помогают бабушки и родители детей, живущие в частном секторе, снимают кору с березовых поленьев, прежде чем кинуть их в топк­у. Подсобляют с при­родным материалом лесники, ком­мунальщики, работники котель­ных.

Ларец и книга как будто из сказки, правда?

К слову, сколотень – «берестяную рубашку» – с березовой чурочки еще надо уметь снимать. Руководитель объединения «Живая береста» педагог Наталья Ковалева учит:

– Делать это надо или с поваленной березы, или с той, что срублена весной либо в начале лета. Тогда «рубашка» легко отделяется от ствола. Стволы надо выбирать ровные, без повреждений. Впрочем, береста с сучками и наростами тоже подойдет. Например, если делаем объемную картину, на которой нужно изобразить горы. Хранить бересту нельзя рядом с батареей или на свету – чтобы не скрути­лась и не потемнела. Заготовка сколотня и процесс изготовления изделий из березовой коры довольно трудоемкий и кропотливый. Береста несколько часов выма­чивается в горячей воде, укладывается под пресс, чтобы стать ровной, а потом делится на части. С одного кусочка можно снять от одного до десяти слоев. 

Прелесть берестяных работ в том, что все они неповторимы


12-летняя Маша Александрова и 11-летняя Настя Ковалева восхищаются:

– Посмотрите, сколько оттенков в одном таком кусоч­ке – от нежно-розо­вого до зеленоватого! Изделия из берес­ты мы не красим. Если надо, акварелью или гуашь­ю расцвечиваем лишь фон картины. Работа с  этим природным мате­риалом увлекает: развивает мышление, фантазию и усидчивость.

Посмотрите на все оттенки «березового» 

Девчата, сдружившиеся в «Кречуте», на пару смас­терили елочные игрушки с символом наступившего года – тигрятами. Почти месяц над ними корпели (береста не гнется, поэтому пришлось клеить ее на круглые каркасы из пенопласта) – получились аутентичные, красивые и объемные шары. В этом прелесть берестяных работ – все они неповторимы. 

Творческий процесс

А делают кричевские мальчишки и девчонки из берес­ты картины, сказочных персонажей, ангелочков, коро­ба-шкатулки, обложки для книг. В комнате-музее объединения «Живая береста» про­писались дед-болотник по имени Зюзя и несколько аутен­тичных костю­мов из березовой коры. Мастерицы уточняют:

– Большинство изделий раздариваем. Когда в Могилеве проходил V Форум регионов Беларуси и России, домой вернулись с пустыми руками. Однажды предприниматель из России просил продать ему платья: открывал у себя магазин народной одежды, а как увидел наши, ахнул, дескать, они и станут его визитной карточкой! Не продали – они как раз экспонировались на выставке. К слову, мы и в российских форумах самобытных мастеров участвуем, но пока виртуально. Из-за пандемии сорвалась поездка в Шумячский район на праздник русской березки. Но у нас еще все впереди. Интерес к древнему ремеслу есть: одни дети вырастают, им на смену приходят другие. Их творения хранятся в коллекциях россиян, жите­лей Финляндии, США, Кита­я, Италии. А работе с берестой мы учим не только дете­й, но и своих коллег из разных уголков страны.

Оригинально и экологично

Людмила Устиненко признается:

– Наше объединение – это скорее не про заработок, а про творчество, сохранение традиций. Я шесть лет назад могла уйти на пенсию, но отказалась. У бересты сильная энергетика – если кого захватила, не отпустит!

kislyak@sb.by













Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter