Паньшин: к социальным сетям как составной части новой жизни нужно новое отношение

Зыбкое цифровое счастье

Иллюзорный «общественный вес» блогеров зачастую связан с реальным ослабеванием интеллекта

К словам Президента о скором «увядании» интернета нужно прислушаться. Конечно, Глава государства имел в виду не так называемый промышленный интернет, благодаря которому мы существенно упростили наше общение, невзирая на расстояния и временные пояса, облегчили доступ к самой различной информации, изменили экономику, создав системы электронной торговли, банковского и страхового обслуживания, дистанционного образования и медицины и многого другого. Все это экономит время и ресурсы на производство товаров и услуг, а людей делает все более свободными в выборе работы, места жительства и проведении досуга.


Речь идет о современном этапе развития социальных сетей, в рабство к которым попала существенная часть населения всего мира. Подобно волшебнику с дудочкой из древней сказки, сеть начинает все более уводить молодых людей от реальности в бездонную ловушку виртуальной жизни. 

Стоит только вдуматься: свыше 4,5 млрд людей, в основном молодых, проводит в сети ежедневно в среднем почти семь часов в сутки, это более 100 дней в году. Естественно, это не может не повлиять на сознание людей и их мышление. Все меньше и меньше мы стремимся напрягать мозги для решения даже простых задач и все больше заменяем естественное общение между собой, требующее выдержки, воспитанности и такта, на облегченное виртуальное, практически ни к чему не обязывающее. Что раньше нарабатывалось годами, заставляя человека самосовершенствоваться, сегодня решается одним кликом или лайком, которые стали своего рода социальной валютой для оплаты зыбкого цифрового счастья и превращения жизни в бесконечную чехарду хайпов.

Одновременно и язык общения все более упрощается, уступая место лайкам, гифкам, смайликам. Не случайно сегодня все чаще вспоминают приписываемые Альберту Эйнштейну слова о том, что, когда технологии превзойдут простое человеческое общение, мы получим поколение идиотов. Сказано сильно, но риски потери людьми практических навыков, необходимых в реальной жизни, существуют. Особенно это заметно в изменениях форм передачи молодежи новых знаний: тенденция на ролики продолжительностью три-шесть минут с разбивкой на части до 15 секунд. Больше удержать внимание молодых людей при освоении особенно трудных знаний не всегда удается.

О том, что сетевые люди все чаще предпочитают видео вместо чтения текстов, свидетельствуют и международные измерения трафика. Видео доминирует, составляя 80 процентов всего интернет-трафика, в котором большую часть занимает развлекательный контент (видео для взрослых, сайты знакомств, игры).

В последнее время в сетевую моду все больше входит потоковое вещание, так называемый стриминг, осуществляемый блогерами, когда на продажу выставляется их собственная обыденная жизнь. И все чаще для привлечения внимания используются сцены различного бытового насилия.

Людям это всегда интересно, чем и пользуются рекламодатели. Так как маркетологи давно заметили, что реклама, подаваемая по ходу фильма или компьютерной игры, на порядок увеличивает свой эффект. Дальше — больше. Новым быстрорастущим и тревожным жанром рекламы становятся ролики, ориентированные на ­АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция — «брейнгазм»), или так называемый массаж мозга, когда шепотом, плавными движениями, шуршанием и похрустыванием у человека вызываются приятные мурашки. Видео имеют очень медленное, почти гипнотическое влияние, их смотрят мужчины и женщины, преимущественно молодые, около половины аудитории составляют пользователи в возрасте от 18 до 24 лет. Поэтому для многих сетевых предпринимателей создание различных звуков стало способом заработка. Но по сути это заработок на инстинктах человека, замене трудного поиска путей решения реальных проблем расслабоном и мечтаниями. В результате, как отмечают психологи, в ходе этих манипуляций интеллект человека начнет слабеть, человечество будет терять в объеме мозга, все меньше станет мотивация к созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

Отметим также, что у блогеров и владельцев каналов с миллионами подписчиков вполне естественно формируется мнение о своем безграничном влиянии на поведение людей, а значит, и создании на основе интернет-активистов новой системы управления человечеством, более справедливой и прекрасной.

Отсюда рождаются флешмобы и «цветные революции», которые, как показывает жизнь, наоборот, отбрасывают страны и народы далеко назад. Прогресс достигается только многими реальными и согласованными усилиями людей в условиях стабильности, когда можно думать про завтрашний день, а не про то, как пережить сегодняшний. А для этого необходимо государственное регулирование, иначе прекрасная свобода мнений и действий превратится в свою страшную противоположность.

К социальным сетям как составной части новой жизни нужно новое отношение. В приоритете новая цифровая культура. Этому все более уделяется внимание в мире, в том числе в Беларуси и других странах. В каждой по-своему: в Китае это система социального рейтинга, в ЕС — директива о возложении большей ответственности за контент на владельцев соцсетей, в интернет-сообществе в США — деплатформинг, когда целые группы или конкретные люди отключаются от ресурсов для распространения информации. В Беларуси реализуется, на мой взгляд, более цивилизованный и эволюционный подход формирования у населения знаний и навыков цифровой культуры для ускоренной адаптации людей к технологическим инновациям, повышающий степень их участия в решении наших общих проблем.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter