Зять не отстал от тещи

Письмо из Шанхая
Великие дела часто начинаются с семьи — семейной трагедии или радости (с радостей почему–то реже). Вчера в Шанхае закончились Специальные Олимпийские игры — состязания для спортсменов с отставанием в интеллектуальном развитии. У меня давно было ощущение, что вовлеченными в такие движения оказываются в первую очередь люди, которых подобные проблемы и трагедии коснулись лично. Потом к ним присоединяются неравнодушные и уж в последнюю очередь — все остальные (хотя в данном случае говорить обо всех еще ой как рано). Не ошиблась. За Специальными Олимпийскими играми стоит трагедия одного из самых знаменитых кланов мира — семейства Кеннеди.

В семье Джозефа и Розы Фитцджеральд Кеннеди было девять детей. Первый, Джозеф–младший, которому отец прочил пост президента США, полагая его самым умным и харизматичным, погиб во Вторую мировую. В 1946 году семья создала фонд его памяти, а президентом США стал Джон Кеннеди — самый, пожалуй, знаменитый американский президент в современной истории. Погиб. Выпавшее из его рук семейное знамя подхватил брат Роберт, тоже подавшийся в президенты. Погиб. Не много ли горя для одной семьи?

Еще не все. Роз–Мари, одна из девяти, родилась с тяжелым поражением центральной нервной системы. Как правило, если таких детей не бросают, они становятся любимцами семьи. Весь многочисленный клан Кеннеди обожал Роз–Мари.

Дальше всех в этой любви пошла сестра Юнис — в июне 1963 года в своем доме она организовала летний лагерь для таких, как Роз–Мари. Люди с отставанием в интеллектуальном развитии занимались физкультурой, двигались, общались. Естественно, все это делалось на личные средства семьи Кеннеди–Шрайвер (Юнис к тому времени была главой собственного большого семейства). Оказалось, что общие занятия спортом — сильнейшее реабилитирующее средство. Они не столько лечат (потому что медицине неизвестны средства, которые могут эффективно бороться с органическими поражениями мозга), сколько делают больных людей счастливыми. А это ведь очень много значит, правда?

Так родилось специальное олимпийское движение, и 20 июля 1968 года в Чикаго пришли первые летние игры, в которых приняли участие 1.000 атлетов из США и Канады. Количество участников и представляемых ими стран росло с каждой Олимпиадой. В 2003 году игры впервые вышли за пределы Штатов — в Дублин.

Опять же не случайно. У клана Кеннеди — ирландские корни, и возвращение на историческую родину стало триумфальным: за три года до Олимпиады общественные организации собрали достаточно средств для ее проведения. Ведь специальное олимпийское движение — не государственная структура, оно существует в основном на пожертвования благотворителей. Хотя в последние десятилетия движение разрослось настолько, что государства стали играть в нем заметную роль. Например, проезд белорусской команды в Шанхай оплачивало в том числе и Министерство спорта и туризма.

Когда Юнис Кеннеди–Шрайвер восклицает: «Вы — победители!», обращаясь к участникам Игр, ее настроением невозможно не заразиться. Ее часто сравнивают с матерью Терезой — за то, что смогла привлечь внимание всего мира к обездоленным, которые сами за себя постоять не могут и зависят от понимания других. Сегодня Юнис 86 лет, и на Играх в Шанхае она передвигалась в основном в инвалидной коляске — возраст дает о себе знать. Возглавляемый ею Фонд Джозефа Кеннеди продолжает искать причины душевных болезней. Но, похоже, в безумном мире, в котором мы живем, причин сойти с ума становится все больше...

У Юнис пятеро детей. Второй сын Тим возглавляет совет директоров Международного Специального олимпийского комитета. У него самого, кстати, тоже пятеро детей — Кеннеди традиционно многодетны. Старшая дочь Мария — жена калифорнийского губернатора Арнольда Шварценеггера, непременного гостя всех Специальных Олимпиад. Он здесь — всеобщий любимец, дети его просто обожают. Вот и в Шанхае он вышел на стадион вместе с американской командой — теща приветствовала его с трибуны.

...Людей, которых мы сегодня корректно называем «с особенностями интеллектуального развития», на Руси испокон веков называли «божьими» и верили, что они приходят в мир не случайно. Роз–Мари родилась в семье Кеннеди не просто так — ее давно нет в живых, но благодаря ей в мире становятся счастливыми тысячи больных.

На снимке: Юнис Кеннеди–Шрайвер, хоть и передвигается в силу преклонного возраста в инвалидной коляске, всегда приезжает на Специальные Олимпийские игры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter