В день рождения Владимира Мулявина знаменитого музыканта вспомнят в Белгосфилармонии

Звучит «Симфония «Песняров»

12 января в Большом зале Белорусской государственной филармонии вспомнят Владимира Мулявина. По традиции в день рождения знаменитого музыканта здесь пройдет концерт, посвященный его памяти. В этот раз на сцену выйдет симфонический оркестр OLYMPIA CLASSIC под руководством дирижера Михаила Снитко. Зрителям представят программу, в которой прозвучат бессмертные песни маэстро Игоря Лученка из репертуара ансамбля «Песняры» и «Симфония «Песняров», написанная заслуженным артистом Беларуси Владимиром Ткаченко, одним из самых известных артистов ансамбля под руководством Владимира Мулявина.  

Ансамбль «Песняры», конец 1970-х.
gulevich.net


— Владимир Николаевич, оркестр OLYMPIA CLASSIC исполнит вашу симфонию впервые, но написана она довольно давно.

— Действительно, история долгая. И началась она с музыки «Битлз», как ни странно. В 1996 году я написал такое же большое произведение по мелодиям этой группы, хотелось отдать дань уважения творчеству ливерпульской четверки, ведь с их музыкой мы когда-то узнавали и постигали рок. А следующей, в 1998 году, стала «Симфония «Песняров». Впервые она была исполнена в 2000-м тогда Национальным оркестром симфонической и эстрадной музыки под управлением Михаила Финберга и в том виде звучала последний раз 15 лет назад. Затем я сделал более классический ее вариант, без ритм-групп, барабанов, электрогитар, только для симфонического оркестра. Музыка «Песняров» — мелодичная, певучая, она прекрасно звучит и без электроники. В этом виде симфония дважды исполнялась в 2015 году на родине Владимира Мулявина в Екатеринбурге. И вот теперь — в Минске. 

— Но в партитуре на этот раз присутствуют цимбалы и электрогитара.

— Цимбальная музыка часто использовалась «Песнярами», свойственна многим их композициям.  А вот гитара изначально мной не предполагалась, ввел ее по просьбе дирижера Михаила Снитко. Партия электрогитары в симфонии – это дань памяти Владимиру Мулявину, его голос. Исполню ее я, но в этой музыке она олицетворяет гитару Мулявина. 

— Вы известный гитарист-виртуоз, владеющий особой техникой игры — двуручным тэппингом, когда музыкант использует на грифе две руки одновременно, при этом каждая может исполнять отдельную партию, как на фортепиано. В симфонии этот прием услышим?

— Нет. Такая техника производит впечатление, когда человек играет один: кажется, что играют два или три музыканта одновременно. Но когда еще кто-то добавляется, а тем более оркестр, эффект теряется. 

Владимир МУЛЯВИН и Игорь ЛУЧЕНОК.
Фото БЕЛТА


Вообще, в этом произведении я старался как можно меньше придумывать. Что действительно придумано, так это его форма — симфония. Все остальное основано на композициях «Песняров». Есть те, с которых ансамбль начинал, нащупывая свой неповторимый стиль, — «Касіў Ясь канюшыну», «Ой, рана на Івана». Довольно большая часть симфонии посвящена женским образам в творчестве ан-самбля, их много: «Марыся», «Александрына», «Алеся», «Вераніка», «Крик птицы»… В начале третьей части — разгульный пир у князя из рок-оперы «Гусляр», когда гусляр погибает.

— Аналогии возникают неизбежно.

— Да, и это уже проверено на зрителях: они понимают, что в трагической кульминации симфонии читается судьба самого Владимира Мулявина. 

— А не боязно было замахнуться на композиторство и крупную форму — симфонию?

— Я окончил консерваторию по классу скрипки, композицию изучал в общих чертах. Больших сочинений у меня нет, но была когда-то, например, сюита джазовая на белорусские темы. Эстрадная музыка и жизнь заставили импровизировать. В 16 лет я взял в руки гитару. И что играть? Нот нет, приходилось все на слух самому постигать. В конце концов все это и вылилось в то, что основная работа, которой я занимаюсь последние лет 30, — аранжировки, то есть сочинение всех партий, кроме той, которую сочинил сам композитор.

Гитарист и аранжировщик Владимир Ткаченко. 
lida.gov.by

— К слову, Владимир Мулявин был замечательным аранжировщиком.

— Создавал аранжировки неповторимые. Придумывал вступления к песням, заключительные части. Известная кода в «Вераніцы», которую исполнял Леонид Борткевич, придумана Мулявиным, в оригинале у Игоря Лученка ее нет, и она очень украсила его песню. И в рок-опере  «Гусляр» целые номера досочинены Мулявиным. Не потому, что в музыке Лученка чего-то не хватало. А из требований стиля кантри-рок, как его моментально определили американцы, когда в 1976 году «Песняры» в первый раз выступили в США. У нас же все тогда были ВИА, а если называть вещи своими именами, то «Песняры» играли именно рок-музыку. 

Вообще, Лученок и Мулявин — два неразделимых творческих человека. В репертуаре «Песняров» много песен этого композитора. Не случайно и концертная программа называется «Злучаныя часам: Уладзімір Мулявін i Ігар Лучанок». 

— В «Песнярах» вы работали с 1977 по 1985 год. Как попали в ансамбль? Чем памятно то время?

— Учился в консерватории, подрабатывал по вечерам в ресторане «Папараць-кветка» и писал аранжировки для многих музыкальных коллективов. Ежегодно проводились конкурсы, в репертуар требовались обработки, в том числе белорусских народных песен, а это было самое трудное, потому что делать надо было с нуля. Мулявину рассказали, что есть такой музыкант: играет на скрипке и гитаре, пишет аранжировки. И как-то в ресторан пришли Владимир Георгиевич с Владиславом Мисевичем и Анатолием Щелоковым, чтобы лично удостовериться, правду ли обо мне говорят. Это было в декабре 1976-го. А с 3 января 1977 года Мулявин взял в коллектив пять новых музыкантов, в том числе и меня.

Чем запомнилось время, проведенное в «Песнярах»? Выступлениями на самых больших сценах СССР и не только. Несколько незабываемых концертов на Бродвее. Прежде всего, «Песняры» научили меня очень серьезно и тонко продумывать все, что необходимо для работы на большой сцене, когда на тебя смотрят тысячи зрителей. Здесь все важно и нет мелочей. Это была огромная школа. И большой праздник в моей судьбе.

svirko@sb.by  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter