Народная газета

Звонок на перемены

Что даст перенос занятий на час позже?

Вопрос о том, что целесообразно было бы отодвинуть начало занятий в младшей школе на 9.00, впервые возник еще в прошлом году. Об этом же говорил Президент в недавнем Послании народу и Парламенту. Поскольку дело касается большинства населения нашей страны, тема вызвала довольно бурные обсуждения. Особенно у родителей, которые разделились на два лагеря — за и против. Свое мнение по этому вопросу есть также у медиков и ученых 


В  принципе, можно было бы взять на вооружение зарубежный опыт. Но если задаться целью проанализировать положение дел в разных странах, то четкой картины, которая определяла бы общие подходы, нет. Например, в США ритм жизни всех родителей (за редким исключением) предельно ускоренный. Большинство населения (средний класс) проживает в небольших городках и добирается на работу на автомобилях. Как правило, дорога на службу занимает не менее (а иногда и более) часа. Рабочий день начинается с 8.30, и до этого времени дети уже должны быть пристроены в учебные заведения. Какая-то часть американцев самостоятельно подвозит ребят по дороге на работу, остальные добираются специальными школьными автобусами, которые начинают собирать учеников уже в 6.30. Занятия в младшей школе начинаются с 8.00, в старшей (Middle School и High school) и вовсе в 7.30. Примерно в это же время — 8.00 либо 8.30 — начинаются занятия в России, школах Западной и Восточной Европы и Израиле. Занятия с девяти утра начинаются в Финляндии, Канаде и Индии. В Японии есть два варианта — либо 8.30, либо 8.45. 

У нас на данный момент время четко не регламентировано. По санитарным нормам уроки не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позже 19.30. В СанПиНе 2012 года, кстати, оптимальным временем начала занятий указано 9.00. Ровно в девять утра уроки начинаются только в сельских школах. В городских решение принимает директор (по согласованию с родительским комитетом). Это время сейчас колеблется между 8.00 и 9.00. 

Интересно, что даже при таких лояльных условиях (ведь до недавнего времени вопрос о переносе начала занятий не стоял, что называется, ребром) к общему мнению не могли прийти именно родители. 

Перед минской школой во Фрунзенском районе застаем небольшую группу родителей. 

— Девять утра — оптимальный вариант, — уверенно говорит молодая женщина, представившаяся Тамарой. — У меня трое детей, в школу ходят двое старших — в четвертый и второй классы. Поднимать утром — мучение. Я не вижу проблемы, одни плюсы. Дети будут высыпаться дома в кровати, а не за партой на первом уроке. 

— Мне тоже сына жалко, но что поделать, если у меня смена начинается рано? — вступает в разговор мама второклассника Богдана. — Не могу же я на самом деле пойти и сказать начальнику: извините, я каждый день буду опаздывать. Как вы думаете, долго меня после этого держать будут? Мне кажется, что у большинства родителей именно такие аргументы. А вовсе не потому, что мы не думаем о здоровье детей. Но я так понимаю, что сейчас с 1 сентября будет просто декларативно установлено — все дружно идут в школу к 9.00. Тогда что мы обсуждаем здесь? Придется как-то крутиться. Но вот как? 

— А как родители крутились раньше? — возражает Екатерина. — Моя мама работала на заводе Ленина, смена начиналась в восемь. И уроки тоже. Так вот, меня привозили на рейсовом автобусе и оставляли в холле первого этажа. Причем, естественно, не одна я была в таком положении. Кстати, за время такого “вынужденного простоя” мы с ребятами успевали и проснуться, и подурачиться. 

На данный момент вопрос с теми детьми, родителям которых удобно привозить их в школу к восьми утра, будет решен похожим образом. Только ребята не станут куковать в коридоре в компании технички, а будут находиться в классах под присмотром учителей (которым за это будут доплачивать). Но получается интересная картина — какой смысл в переносе начала занятий на 9.00, если какой-то процент детей (и, судя по всему, достаточно большой) все равно будут привозить в 8.00? То есть ребята будут недосыпать в любом случае? И вот тут есть вопросы и к самим мамам и папам, акцентирует внимание председатель ОО “Белорусская ассоциация врачей”, депутат Палаты представителей Национального собрания Дмитрий Шевцов:

— Поскольку я одновременно и врач, и родитель, и депутат, то могу посмотреть на проблему с разных точек зрения. Как медик я согласен с тем, что, если уроки будут начинаться позже, ребенок будет лучше высыпаться. Следовательно, не станет клевать носом во время занятий и в полном объеме воспримет тот материал, который хочет донести до него учитель. В принципе, из этого вытекает целая цепочка положительных факторов — это и забота о здоровье подрастающего поколения, и, если хотите, внимание к его будущему. Ведь человек, который тянется к знаниям, получает удовольствие от учебы в школе, вырастает успешным членом общества. 

В то же время не могу не поставить некоторые вещи в укор современным родителям. В детстве, отправляясь спать после окончания вечерней детской передачи “Калыханка”, я успевал нормально выспаться и прекрасно себя чувствовал на занятиях. Что же мы видим сейчас? Родители заняты собой, дети ложатся спать ближе к 23.00. И это в лучшем случае. Но ребенку по нормам положено не восемь, а 10 часов полноценного сна! 

Сейчас мнение в родительском сообществе разделено, и это совершенно нормально — все мы заботимся о своих интересах и не очень любим подстраиваться под перемены. Но в конце концов, для того чтобы “привести к общему знаменателю” этот вопрос, сейчас работают “в тандеме” два таких серьезных ведомства, как Минздрав и Минобразования. Ну и еще один немаловажный фактор: дети (я имею в виду ребят того возраста, когда они способны собираться в школу и добираться до нее без обязательного сопровождения родителей) будут приучаться к самоорганизации и самостоятельности. 

Итак, что мы имеем в итоге? Пока что ничего конкретно не решено — вопрос находится на стадии “усушки и утряски”. Предстоит совместная коллегия Министерства образования и Министерства здравоохранения, изучается ситуация и общественное мнение. Предварительно,  с 1 сентября школы, где дети учатся в одну смену (кстати, в городах таких практически нет), будут придерживаться рекомендации начинать занятия не раньше 9 утра. В школах, где две смены (их, как вы понимаете, у нас подавляющее большинство), решение о времени начала занятий (8.30 или 9.00) будут принимать администрации в зависимости от загрузки детей. Судя по всему, дирекция, особенно под давлением родителей, будет склоняться скорее к первому варианту. В этом случае “махать руками” по поводу лишних 30 минут как-то глупо. Далее перерывы в первую смену будут сокращены в общей сложности на 10 минут, в школах, где две смены, — на 25 минут. Это значит, от каждой переменки “откусят” всего по паре минут, чтобы “рабочий день” ребенка не увеличился. Министерство здравоохранения уверено, что это оптимальный вариант и на здоровье ребят он не отразится. Куда вреднее постоянный стресс из-за недосыпания.

— Хроническое недосыпание является определенным фактором риска развития стрессовых ситуаций. А стресс приводит к переутомлению, и, как следствие, могут развиваться различные психические расстройства, — комментирует главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Ольга Литвинова. 

Однако давайте разберемся, что же на самом деле лучше для детей. Ведь все изменения затеваются ради их блага. Так вот, как утверждают физиологи, пик активности мозга приходится не на 9 и даже не на 10 утра, а на период после 11.00. То, что во всем мире начало занятий в школах приходится на раннее утро, обусловлено не научными, а социальными факторами. От этого не уйдешь, как бы мы ни старались — требования экономики. Но вот что действительно нужно делать, так это корректировать расписание уроков. Для того чтобы детям было легче переносить “сонные” утренние часы, вместо математики или физики первыми предметами следует ставить физкультуру или гуманитарный блок. Тогда к началу серьезных занятий школьники успеют, что называется, “собраться с мозгами” и будут готовы впитывать знания как губка. В этом и есть смысл уроков. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Сколь уж копий сломано,а толку всё нет... Крутят и так и этак,но,при этом все прекрасно понимают,что в начальную школу с 1-о по 4-й класс детей родители обязаны приводить---это требование минобразования. Хорошо,когда есть бабушки и дедушки,готовые подставить плечо в этом вопросе и им к 9:00 очень даже удобно,не вставать же им в 6:00. Но,далеко не у всех семей есть такая возможность и что им тогда делать??? Возвращение зимнего времени решило бы все проблемы,как и строгое соблюдение распорядка дня детей.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости