Помогут ли супертехнологии в повышении качества образования?

Звонок для робоучителя

Главная гомельская педагогическая новость последних недель – необычный эксперимент учителя английского языка школы № 37 Виталия Петровского. Человекоподобный Мекканоид строит диалоги, проводит аудирования и викторины, выполняет разнообразные команды, а самое главное — является носителем языка, пусть и не от природы, но возможность пообщаться с кем-то англоговорящим есть далеко не у каждого школьника. Интерес к таким урокам со стороны учеников значительно вырос. А вот когда я была школьницей, мы ничего круче тетрадки и учебника не видели, что не мешало получать вожделенные пятерки по старой, пятибалльной системе.


В школу робота привез Виталий Петровский. Он руководит городским методическим объединением учителей иностранных языков, возглавляет творческую группу учителей иностранных языков области. Очередное новаторское решение с англоязычным робоучителем – его идея. К слову, реализованная за его же деньги. Дорогостоящая инициатива пока не по силам сфере образования.

В пользе для учебного процесса 60-сантиметровому собранному из конструктора Meccano роботу не откажешь. Система проста, но сурова. Мекканоид с удовольствием выполнит твою команду, только если ты отдашь ее грамматически правильно и с верным произношением. Малейшее «мазэ-фазэ» — и ты носителю языка не указ! И в другом направлении: разберешь правильную разговорную речь – выполнишь задание. Мекканоид умеет разносить раздаточный материал, организовывать физкультминутки, проводить аудирование и викторины. Почти учитель будущего! Появление робоучителя вызвало ажиотаж среди школьников. Но если старшеклассники напрягают извилины, совершенствуя свои знания, то для младших это пока больше развлечение. Скажут: «Мекканоид, hug me» — и скорей играть с роботом в обнимашки. Впрочем, обучение через игру никто не отменял. Захочешь заставить умную машину дать пять – выучишь High five. Но сам Виталий Петровский предостерегает:

— Важно помнить о том, что роботы, даже с искусственным интеллектом, не являются «спасительной таблеткой от всех болезней» на учебных занятиях, как и интерактивные доски, компьютерные программы и другие новые и уже давно не новые технические чудеса.

Разумная позиция. В моей школе напряг был не только с дополнительными средствами обучения, но и основными. Помню, как писали на уроках истории Беларуси подробные конспекты, ибо учебник был всего один – у учителя. Не самой лучшей специалистке в школе было лень даже лишний раз показать на карте наступление наполеоновской армии. Какие-то сделанные еще при СССР таблицы были на математике, русском, но самой передовой в наших глазах считалась учительница рисования. Она приносила для натюрмортов вазы, фрукты и даже чучело чайки! Пожалуй, самые яркие наглядные пособия за все 11 лет. Техническим чудом по версии моей школы была загоревшаяся лампочка, если ты правильно собрал электрическую цепь на физике.

Когда я пришла в университет, одна из моих преподавательниц как-то проводила открытую лекцию. Проектор, портреты писателей XIX века, выводимые через презентацию, хотя ровно такие же висели на стенах аудитории. И самое главное: на экране мелким шрифтом были напечатаны их подробные биографии, а вся задача лектора была в пересказывании содержания слайдов…

А потом я побывала на занятиях своей бывшей коллеги. Отрывки из экранизаций Булгакова и Толстого с анализом того, как режиссер понял задумку авторов. Соревнования, в которых на скорость на экране надо было разложить прилагательные по качественным, относительным и притяжательным. Я впервые за долгое время увидела, как у современных загаджированных от макушки до пяток школьников на уроках языка и литературы блестят глаза. И если соревновательный дух или наглядная демонстрация помогли им запомнить пару правил, значит, это кому-нибудь нужно.

Дело-то, оказывается, не в том, какие супертехнологии у тебя на вооружении, а в том, какое содержание ты в них вкладываешь. Можно с Мекканоидом и хороводы водить, а можно тренировать произношение.

valchencko@mail.ru

Фото Ивана КУЗМЕНКОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter