Колокольные мелодии не только облагораживают души, но и укрепляют сердца

Звонкие голоса

Над шахтерским городом плыли чудные звуки, волновавшие души сотен взрослых и детей, собравшихся у кафедрального собора Рождества Христова. Здесь проходил ставший уже традиционным открытый фестиваль колокольного искусства «Солигорские звоны — голос малой родины». Мелодии десятков звонарей, приехавших из разных уголков Беларуси, не только просветляли лица слушателей. Некоторые прихожане признавались: перестала болеть голова, не ноет плечо. И они ничуть не лукавили…

«Лебедь» и «Медведь»

Мелодичные перезвоны уже многие столетия сопровождают человека в горе и радости. Еще древние египтяне колоколами созывали в храмы народ, их звоны предупреждали о пожаре, приближении врага, эпидемии. В Китае звонкие бубенцы использовались при магических обрядах: дескать, обитатели тонкого мира, умиротворенные нежным звоном, непременно выполнят желание людей.

pixabay.com

Колокольный звон с репутацией универсального целителя огласил европейские просторы в конце VI ­века. Считалось, что его звуки — свое­образная молитва, которая «омывает» тело и душу от болезней и грехов. Поэтому с особой силой звучали колокола в дни эпидемий. На Руси с помощью колокола лечили лихорадку, испуг, немоту, чахотку, задержку речи у детей… Больных просто ставили под звенящий колокол. Хорошим лекарством считалась вода, стекающая с колокола. Ее собирали не только для больного — «колокольной» водой умывались девушки, чтобы кожа была белесой, а щеки — румяными…

Угличский колокол, три столетия пробывший в ссылке.
Наши далекие предки воспринимали колокол как живое существо. И давали соответствующие имена — «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». Колокола, как и людей, случалось, наказывали за провинность. Так, угличский набатный колокол, известивший в 1591 году жителей города о смерти царевича Дмитрия и вызвавший народное волнение, сбросили с колокольни, вырвали язык, отрубили ухо, принародно всыпали 12 ударов плетью. И сослали в Сибирь…

В Несвижском замке колокола с прорезями, отлитые немецким мастером для князя Радзивилла в 1598 году, не только отбивали точное время, но и радовали слушателей чудесными мелодиями, за что их любовно называли «цимбалы». К сожалению, в 1906 году во время пожара колокола упали и разбились.

Ягоде-малине сродни

Звучание колоколов создает свое­образную звуковую атмосферу, вызывающую, как правило, положительное эмоциональное состояние: радость, задумчивость, прилив вдохновения. Не случайно за ним прочно закрепилось название «малиновый звон». Да, бархатное звучание колокольного звона сродни нашей любимой ягоде-малине с ласкающим глаз цветом, приятным вкусом.

Но предание гласит, что к этому названию «приложил руку» поборник всего нового и прекрасного Петр I. Во время визита в 1717 году в голландский город Малин он услышал колокола такого необычного звучания, что назвал его в честь города. И тут же узнал, что мелодию создают десятки колоколов, каждый из которых настроен на определенную тональность. Соединенные с клавишами, они образуют сложную систему уникального европейского инструмента — карильона, на котором опытный звонарь может исполнить как оригинальную музыку барокко, так и современные мотивы. Неудивительно, что очень скоро карильон, состоящий из полусотни колоколов и звучащий в диапазоне четырех октав, с колокольни Петропавловского собора радовал петербуржцев необычными мелодиями.

Карильон.

И порчу снимут, и грипп спугнут

Настроение людей на Святой Руси в первую очередь формировал многоголосый хор монастырских, соборных, церковных колоколов, которые, как утверждал доктор биологических наук, академик РАН Ф. Я. Шипунов, к тому же обезвреживают вирусы гриппа, желтухи, уничтожают тифозную палочку. Изучив свойства колокольного звона, академик пришел к сенсационному выводу: «В дореволюционной России потенциал излучения колоколов (особенно по великим праздникам) был настолько большим, что мог отклонить траекторию ракеты средней дальности действия. То есть страна фактически находилась под звуковым куполом!»

Старинный лечебник гласит: лучшее средство для снятия порчи — колокольный звон. Современные специалисты, изучающие «звонкую» тему, тоже единодушны во мнении: колокольные мелодии оздоравливают человека. Одни утверждают, что колокола в ультразвуковом диапазоне сродни генераторам энергии, а волны, распространяемые ими, убивают болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров.

Доводы других: колокольный звон — особое колебание воздуха. Попадая на барабанную перепонку, звуковая волна передается по слуховому аппарату нерву и, преобразуясь в импульсы, активирует головной мозг, который, возбуждая одни звуки и успокаивая другие, улучшает состояние всего организма.

Третьи доказывают: хотя вызываемые колоколами звуковые колебания с частотой более 25 килогерц, называемые ультразвуком, мы не слышим, именно они способны уничтожить болезнетворные микроорганизмы. Применение терапевтических свойств ультразвукового спектра повышает иммунитет и сокращает время выздоровления при инфекционных заболеваниях.

Недавно ученые установили, что звуковые волны, возникающие при перезвоне колоколов, снижают гидродинамическое сопротивление сосудов, в результате чего усиливается ток крови и лимфы. Оказалось, что для сосудов различного диаметра нужна своя частота звука, поэтому только перезвон разных колоколов способен благоприятно воздействовать на все сосуды.

НАША СПРАВКА

Виды звонов

♦ Благовест. Звонарь ритмично ударяет в один — самый большой — колокол. Благовест звучит три раза: к вечерне, утрени и перед литургией.

Трезвон. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в один, два или три приема с паузами между ними, в зависимости от того, к какому богослужению он предназначен: вечерне, утрени или литургии.

♦ Перезвон. Поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. Используется, чтобы подчеркнуть важность предстоящего богослужения или действа.

♦ Перебор. Погребальный звон. При переборе совершают по одному удару в каждый из колоколов от малого до большого, а в конце ударяют один раз во все колокола одновременно.

♦ Набат. Древний вид колокольного звона, предупреждавший об опасности — приближении врага, пожаре и т.д.

В ТЕМУ

Бронзовые колокола — это сплав из 80 процентов меди и 20 — олова. Мастера добавляют и до 2 процентов серебра, что не только улучшает звучание, но по легенде уничтожает всякую нечисть.

В России старались отливать массивные колокола, звуки которых разносились бы на большие расстояния. Если в 1500 году «Медведь» весил 500 пудов, то пять десятилетий спустя «Лебедь» — в четыре раза тяжелее. Большой Успенский колокол 1654 года тянул на 8000 пудов, его звуки разносились на 7 верст. А для знаменитого «Царь-колокола» понадобилось свыше 12 000 пудов металла.

КСТАТИ

Колокола нередко выполняли и чисто хозяйственные функции. Так, в итальянском Турине колокол звонил, когда нужно месить тесто, чтобы свежий продукт был готов к ужину. В Гданьске (Польша) долгое время он извещал об открытии питейных заведений.

Чтобы уберечь коров и лошадей от всякой нечисти, наши предки вешали на их шеи бронзовые колокольчики. По преданию бубенцы под дугой упряжки защищали от напасти ямщиков, а молодых в свадебных поездах — от порчи и сглаза.

infong@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter