Сказать, что местные власти сегодня открыты для народа, значит, ничего не сказать. Они стали настолько доступными, что долго добиваться их внимания и обивать пороги не надо: стоит вам только заговорить о своей проблеме, как вас выслушают и помогут. Методов общения много: общественные приемные, электронные и письменные обращения, горячие и прямые телефонные диалоги, личные и выездные приемы граждан, встречи на предприятиях, в гор- и сельисполкомах. Особенно популярны интерактивы с участием руководства районов. Графики подобных мероприятий утверждаются заранее. Население с ними знакомится через объявления в СМИ, на сайтах, в самих исполкомах. Готовятся заблаговременно и очень серьезно. Люди верят, что кто-кто, а начальник поможет. Что же происходит в действительности? Неужто власти в самом деле помогают тому простому сельчанину, который полчаса назад, стесняясь и спотыкаясь о слова, жаловался на дорогу в ухабах? Этот каверзный вопрос корреспондент «Р» задала сразу в трех райисполкомах Брестчины.

Во многих исполнительных комитетах, а на районном уровне — почти во всех, работают отделы по работе с обращениями граждан и юридических лиц. Здесь фиксируют и регулируют потоки наших с вами писем, звонков, визитов, чтобы помощь, если она в компетенции местных властей, была своевременной и исчерпывающей. Ивацевичский райисполком такой структурной единицы сегодня не имеет. Сказалась кадровая оптимизация. Но вы не подумайте, что это повлияло на эффективность работы с населением. С начала 2015 года исполком провел 82 прямые телефонные линии.
Это не значит, что все поступившие на них звонки требуют немедленного реагирования. Местные жители обращаются к руководству с разными проблемами, зачастую они не ориентируются в законодательстве или территориальном подчинении их населенного пункта. Бабушка, которая просит поставить новый забор, просто не знает, что быстрее ее вопрос решат через сельский исполком, а не личный телефонный прием у главы райисполкома. Конечно, проблему перенаправят по нужному адресу.
В целом для телефонных обращений существует четыре статуса: удовлетворено, отказано, на контроле и разъяснено. Татьяна Карачун, заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Ивацевичского райисполкома, отметила, что ответы почти половине позвонивших даются сразу. То есть переходят в категорию «Разъяснено».
— В любом случае на каждый поступивший во время «прямой линии» вопрос составляется регистрационная карточка. Она помогает легко работать с обращениями в дальнейшем. Официально мы имеем 15 дней, чтобы подготовить письменный ответ.
Одно из последних удовлетворенных обращений — от гражданки Украины. В ноябре она была на личном приеме у руководства райисполкома — просила посодействовать в трудоустройстве. Беженка приехала к матери, поселилась в крохотной деревне, сбережений мало, жить не на что, а работать хочется. Есть высшее образование. Помогли.

Кадровые вопросы — одни из наиболее частых. Но самой больной темой в районе остается сфера ЖКХ. Просят здесь не только проложить асфальт или залатать дорогу. В мае из деревни Великая Гать на «прямую линию» с председателем райисполкома Анатолием Ткачуком поступила просьба залить баскетбольную площадку. В ответе было сказано, что задачу выполнят за счет СПК «Святая Воля» до начала учебного года. Слово сдержали: 20 августа объект был сдан.
Установка стационарного телефона, ремонт уличного фонаря, наладка напора холодной воды в доме. С такими задачами исполкомы справляются меньше чем за месяц. Да и особо затратными их не назовешь. Поэтому заведующего сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Каменецкого райисполкома Елену Сохранную прошу назвать несколько примеров решения сложных житейских вопросов. Сложными мы назвали бы такие, которые жителей района страшат из-за многодневных хождений по кабинетам в поисках нужного специалиста и из-за непосильных для деревенского человека финансовых затрат.
Во-первых, после звонка жителя деревни Рясна на «прямую линию» c председателем райисполкома Андреем Писариком обратившемуся оперативно починили козырек дома. Нужно было успеть до прихода осеннего «плачущего» сезона. Во-вторых, в деревню Ставы не так давно заезжал ассенизационный автомобиль КУМПП ЖКХ «Каменецкое ЖКХ». Техника со столь сложным названием выполнила весьма прозаичную работу — откачала местную канализацию, после чего воцарился покой у жителей 13-го дома по ул. Свердлова. Есть и другие примеры решений в пользу обратившихся. Но Елена Владимировна просит назвать вот какой факт:
— Часть граждан необоснованно требуют решения своих вопросов, категорически отказываясь рассматривать их в установленном порядке, адресуя в вышестоящие органы. Например, обращение жильцов жилого дома № 13 по
ул. Строителей в городе Высокое, в котором речь шла о протесте против строительства автомойки возле указанного дома. Они обращались по данному вопросу в облисполком. Однако строительство автомойки именно там документального подтверждения не имело. Более того, в настоящее время заявление о выделении земельного участка для строительства автомобильной мойки в городе Высокое в горисполком не поступало.
Ясно, что не все задаваемые вопросы обоснованны. Именно поэтому райисполком активно работает с гражданами через информационные стенды, свой сайт. В виртуальной приемной, к слову, в рубрике «Вопрос — ответ» раздела «Обращения граждан» периодически размещается информация о самых популярных в обращениях вопросах. Как результат — по некоторым темам число звонков снижается. Тем не менее за девять месяцев этого года в Каменецкий райисполком поступило 260 обращений: 119 письменных, 107 устных, 34 электронных и 21 коллективное. Из них 7 имели 30 и более подписей. Для обсуждения таких проблем власти района выезжали на место.
Именно на месте и во время решения вопроса звонок корреспондента «Р» застал начальника отдела работы с обращениями граждан и юридических лиц Брестского райисполкома Светлану Медведь. Этот выезд в деревню Тельмы-2 для специалистов райисполкома не первый. А поводом стал звонок местных жителей в ходе осенней «прямой линии» с председателем райисполкома Владимиром Мацукой. Просили открыть магазин. Постоянно проживающих — 452 человека. И это не предел: в районе знают, что деревня живая, развивается, растет. Людям хочется элементарного комфорта: хлеба купить не из автолавки по графику два раза в неделю, а с прилавка пусть и крохотного, но магазина. В райисполкоме дали добро. Теперь прорабатывают площадку, решают, государственная торговая сеть или частник приедет в Тельмы-2. Обращение поступило совсем недавно, в конце ноября, поэтому планируют открыть точку в 2016 году.
Брестский район сравнительно небольшой — 39 тысяч человек (в Ивацевичском, например, 55 тысяч). Поэтому специалисты считают долгом выезжать по вопросам и, как говорится, знать проблемные места района «в лицо»:
— Недавно навели порядок с дорогой по улице Скверика в деревне Каменица-Жировецкая. На проблемные участки подсыпали песчано-гравийную смесь.
За осенний квартал в райисполкоме состоялось 11 прямых телефонных линий. На них поступило 25 звонков. Очень часто для людей это бесплатная юридическая консультация: например, многие интересуются, как приобрести в собственность жилые помещения, которые были куплены с привлечением льготного кредита. Во избежание дублирования вопросов райисполком, кроме описанных выше методов информирования, внедрил собственное ноу-хау. Во-первых, на всех прямых телефонных линиях с руководством исполкома старается присутствовать главный редактор районной газеты «Заря над Бугом». Подробные газетные разъяснения-отчеты после таких дискуссий очень полезны тем, кто не смог дозвониться. Во-вторых, представитель четвертой власти лично проводит «прямые линии». В райисполкоме считают эту форму взаимодействия с местными жителями весьма эффективной.
Будьте уверены, сегодня дозвониться до руководства исполкомов может любой. Справедливости ради отметим, что этому поспособствовало и принятие в марте 2015 года новой редакции Директивы № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Она значительно расширила наши возможности пообщаться с властью. Именно с тех пор руководители местных исполнительных и распорядительных органов (их заместители) по всей стране каждую среду проводят личный прием граждан, а каждую субботу — прямые телефонные линии. Не реже одного раза в квартал должны проходить выездные личные приемы. Поэтому звоните, пишите, и вам обязательно помогут.
Цифра
15 раз в текущем году в Каменецкий райисполком обратились родственники погибших в годы Великой Отечественной войны. Многие проживают за пределами Беларуси. Они задавали вопросы о боевых действиях на территории района и о месте захоронения их погибших родственников.
В среднем 2 обращения от жителей Брестского района поступает во время «прямой линии» с председателем Брестского облисполкома Анатолием Лисом. Не вдаваясь в тонкости структуры аппарата власти, люди звонят в областной центр в обход «прямых линий», проводимых райисполкомом.
На 12 процентов в этом году увеличилось общее число обращений от жителей Каменецкого района: 149 за девять месяцев текущего года против 131 за аналогичный период прошлого.
hanna.petrachenka@yandex.ru