Звонит из-под земли колокол...

ВПЕРВЫЕ с этой жемчужиной Полесья, культурной и туристической, мне довелось познакомиться еще два года назад. Тогда несколько дней путешествовала по одному из самых красивых и гостеприимных районов Беларуси — Петриковскому. В деревню Кошевичи, а именно в сельский Дом культуры, привел тогда интерес к народному творчеству. А к местной Свято-Успенской церкви — жительница селения пенсионерка Лариса КУНИЧИК.

Корреспондент «БН» выяснила, почему на территории церкви в Кошевичах в Петриковском районе растут из земли камни с крестами

ВПЕРВЫЕ с этой жемчужиной Полесья, культурной и туристической, мне довелось познакомиться еще два года назад. Тогда несколько дней путешествовала по одному из самых красивых и гостеприимных районов Беларуси — Петриковскому. В деревню Кошевичи, а именно в сельский Дом культуры, привел тогда интерес к народному творчеству. А к местной Свято-Успенской церкви — жительница селения пенсионерка Лариса КУНИЧИК.

— Вот она — наша красавица, — тихонечко прошептала Лариса Михайловна, подведя меня к храму. Окруженная вековыми елями и дубами, на поляне стояла небольшая церквушка небесно-голубого цвета. — Построена она в 1642 году. Без единого гвоздя! Выстояла времена лихолетья и богоборчества наша церковь. Известны даже случаи, когда люди приезжают в храм — и исцеляются…

Многие лета храма-аскета

Заинтригованная захватывающим рассказом, захотела сама попасть в храм, поклониться его древним, потемневшим от времени иконам. Как и два года назад, церковь нашлась как-то сама собой: ее здание расположено немного в стороне от основной застройки деревни.

Храм — аскет. Он будто спрятан от человеческих глаз за теми же самыми разлапистыми елями, стройными соснами, вековыми дубами-богатырями… Массивные великаны — ровесники церкви. Кстати, расположена она на территории сельского кладбища. Погост сохранен в аутентичном, простом виде. В этом месте энергетика, кажется, какой-то особой силы.

Свято-Успенский храм открыт: заканчивается богослужение. Пользуясь моментом, решаюсь обследовать территорию. Взгляд приковывает могучий дуб, украшенный цветами и лентами, а в нем — дупло. Издали оно напоминает силуэт Божией Матери.

Местные жители вспоминают, что в этом дупле во время войны ребятня играла в прятки. Сейчас дупло в рост человека: под ним можно запросто спрятаться троим взрослым. Паломники и экскурсанты, прибывающие в деревню, удивляются природному явлению. А ведь местный плотник лишь обтесал острые углы коры дерева, которая «обрамляет» образ. С чем связано появление странного дупла такой формы? Пожалуй, известно это лишь самой природе и великанам-дубам.

К слову, сведения о Кошевичах и Свято-Успенской церкви ХVII века скудны. В 1561 году в «Литовской метрике» упоминается поместье Косевичское. 3 ноября пинские земляне Макар Мартинович и Андрей Калита и их жены подписали договор о границах поместья с неким Ф. Г. Гричиной. В конце ХVI века за километр на север от Кошевичей некто Евсей построил хату, которая дала начало новой деревне — Евсеевичи. На холме между двумя селениями и была построена Свято-Успенская церковь.

СПРАВКА «БН»

Сейчас Кошевичи — агрогородок. Здесь — средняя школа, клуб, библиотека, ФАП, три магазина и отделение связи.

В Кошевичах находится и центральная усадьба сельскохозяйственного предприятия с одноименным названием. КСУП «Кошевичи» выращивает, кроме хлеба и картофеля, кукурузу, сою и подсолнечник. В следующем году на молочно-товарной ферме «Лучицы» в эксплуатацию сдадут новый доильно-молочный блок на 720 голов. С того времени, как Кошевичи получили статус агрогородка, сельхозпредприятие построило 30 домиков для своих специалистов, преимущественно молодых.

Святые мученики исцеляют детей

Храм сложен из квадратного основного и почти равного с ним по площади граненого алтарного сруба. В 1868 году к зданию церкви пристроили звонницу. Лет сто назад укрепили фундамент. Люди вручную приподнимали стены лагами. Последний косметический ремонт храма сделан в 60-е годы прошлого века. Церковь обшили вагонкой и покрасили небесно-голубой краской. Так и стоит, сложенная без единого гвоздя, историко-культурная ценность! Скромная табличка, говорящая об этом архитектурном наследии белорусов, напоминает и о том, что объект, которому уже 371 год, — под охраной государства.

— Эту «шыльду» мы установили на храме примерно год назад, чтобы подчеркнуть ценность и этой церкви, равно как всех древних православных храмов Беларуси, — на пороге кошевичской церкви меня привечает иеромонах Михаил. За ним стоит и моя старая знакомая — Лариса Куничик. 75-летняя пенсионерка прислуживает в кошевичском храме.

Служба закончилась, и батюшка пригласил на мини-экскурсию внутрь храма. Там простой интерьер: доминирует главным образом игра тени и света, падающего из витражей. Алтарная часть храма раскрывается проемом в виде стилизованной двухпролетной арки. В западной части — хоры с балюстрадой. На первый взгляд, ничего особенного нет в старинной церкви — ни помпезности, ни обилия сусального золота. Главное достояние храма — самые старые иконы, написанные еще на дереве: «Тайная вечеря» и икона «Семи святых мучеников Маккавеев». С ними местные жители связывают случаи исцеления.

— Семи святым мученикам Маккавеям родители молятся о своих детях. Года два назад приезжала молиться сюда женщина из Столинского района. Врачи поставили ей диагноз: бездетность. Неистово молилась она, все мы это видели. А через год приехал ее муж в церковь с подарками: случилось материнское счастье, — рассказывает о чудесах, связанных со старинными иконами, Лариса Куничик.

— Это Божий промысел, не иначе, — вторит Ларисе Михайловне отец Михаил. — Успенская церковь для местных жителей не просто достопримечательность. Она — духовное утешение для сельчан, что на службу приезжают из девяти близлежащих к Кошевичам деревень. Для них она — и легенда, и собственная история.

Что спасает от разрушения?

Как же храм выдержал гнет времени и уцелел в годы разрухи и лихолетья? Чтобы ответить на этот вопрос, идем к валуну, где высечено имя Якима Зизюка. Благодаря этому кошевичскому предку церковь устояла на своем месте в 30-е годы прошлого века. Когда собирались вести железнодорожную ветку, оказалось, что она «задевает» церковь. Старожилы Кошевичей вспоминали: чтобы спасти храм, Яким решился напоить архитектора-проектанта. Направление колеи вскоре изменили. Сейчас об этой истории напоминает только насыпь узкоколейки. Во время Великой Отечественной войны Свято-Успенская церковь укрывала пленных советских солдат. А местная детвора тайком от немецких конвоиров таскала в церковь еду нашим солдатикам…

Есть на территории кошевичского храма и своя сокровищница. Во времена гонений церковный староста, чтобы сберечь один из символов православия, закопал в землю колокол. Его до сих пор не нашли, хотя по территории кладбища даже ходили местные краеведы с металлоискателем. Старожилы высказывают версию о том, что артефакт находится прямо под церковью.

И, конечно, самая таинственная примета кошевичской церкви — камни с высеченными на них крестами. Почти как в легендарном Турове, они год от года потихонечку «растут» на территории кладбища прямо из земли. Что за уникальное явление?

— Этому можно найти правдоподобное объяснение. Если церкви 370 лет, то кладбищу не меньше. Земля поглотила древние захоронения. И надгробные камни, которые служили когда-то знаками памяти, сейчас земля почему-то выталкивает наверх, — комментирует иеромонах Михаил. — Примечательно в этих валунах иное: на камнях, как на какой-то живой материи, растет мох! Невольно приходишь к выводу, что они живые.

— Наверное, все эти загадки и привлекают паломников в Кошевичи? — интересуюсь у отца Михаила.

— Совсем нет. Удаленность от райцентра — более 60 километров, добираться не очень удобно. Приезжающих поклониться иконам в наш храм мало. Как правило, только те, кто слышал от знакомых о силе здешних старинных икон. Другое дело — когда объект будет включен, скажем, в Золотое кольцо Беларуси, или, в крайнем случае, Гомельщины. Ведь здесь место не менее памятное и намоленное, чем та же обитель в Юровичах Калинковичского района, Свято-Иоанно-Кормянский монастырь в Добрушком районе или монастырский скит, что недалеко от деревни Терюха Гомельского района. Но возникает другой вопрос: как создать инфраструктуру для паломника? А это непросто. Поэтому пока, может, оно и к лучшему, что о нашей церкви мало знают: сохраняем самобытность. Значит, наверное, время просто не пришло…

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото автора и из архива иеромонаха Михаила

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter