Звон склянок

О стеклобое

Чаще говорят "бой склянок". Термин подразумевает сигнал корабельного колокола. Но я имею в виду первоначальный смысл слов: звон стекла. Битого стекла. Которое в развитых странах считают стратегическим и прибыльным ресурсом. А у нас его некуда девать, поскольку им невыгодно заниматься. Почему?


Проблеме было посвящено состоявшееся на днях совещание, которое вел заместитель генерального директора ГО "Белресурсы" Валерий Ходыко.


Ход совещания убедительно подтвердил правоту статьи "Проигранный бой", опубликованной в "СБ" 30 октября. Суть состояла в том, что даже оборотную тару, то есть годные бутылки, выгодно собирать разве что бомжам. А вот тара нестандартная, как и стеклобой, неинтересна даже им.


Что бизнес в принципе может быть выгодным, доказывает уже то, что стекло импортируют и экспортируют. В зале собрались как сборщики (предприниматели, руководители коммунальных служб, предприятий Белкоопсоюза...), так и представители стекольных заводов. Первые честно признавались, что предпочитают везти стекло за границу: в России за него дают вдвое больше, причем предоплатой (у нас - или не берут, или не платят). Вторые - что закупают стеклобой, например, в... Финляндии. Сейчас на вывоз и ввоз введен запрет. Завод "Елизово" грозил остановкой производства...


Строго говоря, промышленным ресурсом стекло считается и у нас. За год в стране образуется (без учета тары, которая используется повторно) более 100 тысяч тонн стекольного сырья. Вывозить его на полигоны прямо запрещает Закон "Об обращении с отходами". Но собирается лишь малая часть. За 9 месяцев - 19,5 тыс. тонн. Остальное идет на свалки.


Называлась главная причина: низкая закупочная цена. Бизнесменам от стеклобоя предписано закупать сырье по 85 рублей за килограмм, продавать - по 125. Скудная разница не покрывает даже затрат на сбор и перевозку стекла, не говоря о его сортировке: потому-то на заводы везут фактически мусор. Зал дружно взывал: "Дайте нормальную цену или позвольте нам самим договариваться! Все сразу станет на место!"


Представители стекольного бизнеса желали экономических стимулов - ведущий говорил главным образом об административных. "Нормы сбора стеклобоя на 2009 год увеличатся вдвое!" - грозил В.Ходыко. Попробуйте, дескать, их не выполнить. "Это нереально!" - отбивался заготовитель. Узнав эти страшные цифры, дескать, уволились все, кто стеклом занимался.


"Мы инициируем новую лицензионную норму! Если гипермаркет продает стекло, он будет его и принимать!" - обещал В.Ходыко. "Но это никак невозможно!" - уверяли торговцы.


"Представьте себе, - развивал мысль представитель комплекса Bigzz (который, напомню, расположен за пределами МКАД. - В.П.), - что респектабельный покупатель, на приличной машине приехавший в гипермаркет, привезет в багажнике мешок со стеклом..." Зал взорвался аплодисментами. Сначала, мол, организуйте сбор в "спальных" районах, во дворах, возле домов, где живут люди. Чего до сих пор нет! И чему сильно удивилась предпринимательница из Бреста. У нас, мол, это сделано, а в Минске, из которого идут инструкции и циркуляры, - нет... В Минске провалился даже эксперимент по сбору стеклобоя в пунктах стеклотары. Хотя уже год назад это должно было стать нормой - согласно утвержденному правительством "Комплексу мер", который упоминался в статье.


Соль тут вот в чем. На публикацию "Проигранный бой" откликнулось Минприроды. В письме говорится, что координацию всех действий, связанных со вторичным сырьем (и стеклом в частности), Совет Министров еще в 2002 году возложил на... ГО "Белресурсы". Ту самую организацию, которую заместитель гендиректора В.Ходыко представлял и от имени которой выступал.


Выступал, надо сказать, эффектно, даже звонко. Но эффективно ли работали его коллеги и подчиненные? Кстати, закончил В.Ходыко фразой, которую в своем журналистском блокноте я отметил особо: поставленные Президентом задачи надо реализовать! Согласен! Давно пора!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter