От арены братьев Никитиных до здания на проспекте Независимости: Белгосцирк скоро отпразднует 60-летие

Звезды сияют под куполом

Владимир ШАБАН в должности директора цирка уже шестой год.

Белгосцирк надежно входит в топ достопримечательностей Минска. Приезжим интересен не только внешний вид помпезного здания в центре города, но и его содержимое. В истории нашего цирка были разные времена – взлеты и падения. Накануне его 60-летнего юбилея мы обошли все тайные уголки здания, заглянули в кабинет к директору и поближе познакомились с артистами, которые делают уникальные трюки, –  таким образом вспомнили его славное прошлое, увидели звездное настоящее и поговорили о светлом будущем. 11 февраля Белгосцирк отметит свое 60-летие. Накануне юбилея мы встретились с его директором Владимиром Шабаном.

— Владимир Анатольевич, лучше всего о работе любого учреждения говорит так называемая книга замечаний и предложений. Расскажите, что пишут ваши зрители?

— С 5 декабря пошел уже шестой год работы в Белгосцирке. За это время на программы, созданные нами, нареканий не было. К слову, сейчас мы показываем уже двадцать первую программу! Но было бы даже странно, если бы за этот период зрители не высказали хоть какое-то замечание. Мало, но они были. Первое, что мне приходит на ум: бабушка, сидящая с внуком в центре зала, написала в книге замечаний и предложений, что им было очень громко. А ведь мы постоянно контролируем уровень подачи звука. И в тот раз децибелы были в порядке. То есть 1623 зрителям было хорошо, а двоим громко. Словом, если и случаются какие-то недовольства, то они вот такого частного порядка.

Мы вот сейчас рассуждаем, что же такого цирк сделал за 60 лет? И я, и мои предшественники воспитали нашего белорусского зрителя любить классический цирк и три его составляющие: трюки артистов, дрессуру животных и клоунаду. И наш зритель очень тонко в этом разбирается. На мой взгляд, он ценит то, что мы работаем на самом высоком уровне. Отсюда такой спрос на билеты: на ближайшие недели у нас уже аншлаг! Поэтому отзывы в большинстве своем положительные, в основном благодарности.


— Но наверняка есть какие-то проблемы в работе?

— Нет предела совершенству. У нас есть точка, где мы сверяем часы, – это Международный цирковой фестиваль в Монте-Карло. Туда съезжаются лучшие артисты с разных континентов. Это как неофициальный чемпионат мира. Жюри возглавляет принцесса Стефания. Были мы там и в этом году, увидели много чего интересного, но ничего такого, чего у нас нет. Все-таки мы говорим про классический цирк, который верен своим традициям. Шикарная клоунада, хорошая трюковая часть и, несмотря на нападки «зеленых», прекрасная дрессура. На этот раз золото взял Лесли, имеющий 26 особей в клетке – тигров и львов. То есть дрессура жива, она интересна и никуда не исчезнет. Но придумать что-то сверхъестественное в цирке сложно. Есть много забытых трюков, которые потом вспоминают и доводят до совершенства, – это да. Словом, Белгосцирк идет в ногу со временем.


В прошлом году в одной из наших программ работал Алишер Алиев с номером «Воздушный полет». Оказался он у нас неожиданно. Узнав, что его приглашают на фестиваль в Монте-Карло, Алишер попросился к нам в цирк, чтобы здесь отшлифовать свой номер. Конечно, мы с удовольствием предоставили площадку. И когда в Монте-Карло объявили, что этот номер получает серебро, Алишер сразу бросился обниматься ко мне. Ведь в этом действительно есть и наша заслуга. В знак благодарности ребята согласились поработать и в нашей юбилейной программе. Это хороший подарок для зрителей. Да и все остальные номера у нас тоже очень высокого уровня.

— Давайте вспомним, что в сентябре 2017 года в Минске впервые прошел фестиваль циркового искусства. Первый блин не вышел комом?

— Об уровне нашего фестиваля могут говорить фамилии членов жюри, среди которых был и Урс Пилс, вице-президент циркового фестиваля в Монте-Карло. Давайте вспомним и о том, что к нам пришло более трехсот заявок со всего мира, из которых мы отобрали шестнадцать. Я много ездил по другим фестивалям, изнутри изучал, как они организованы. В итоге мы получили очень хорошие отзывы. 18 сентября этого года откроется второй Минский фестиваль циркового искусства. По большому счету, он пройдет в том же формате. Первый фестиваль, можно сказать, мы делали с листа. Теперь же мы имеем определенный опыт.

Минский фестиваль циркового искусства был признан одним из лучших в 2017 году.

На последнем фестивале в Монте-Карло разговаривал с Урс Пилсом, он согласился приехать к нам в сентябре. Кстати, и принцессе Стефании вручил красивую коробку «Беловежских» конфет. Несколько членов жюри, которые были и в прошлый раз, подтвердили свое участие. Но сейчас мы хотим немного изменить его состав, но уверяю вас, что его уровень будет не ниже, чем в 2017-м.

— В прошлый раз нашу страну очень достойно представили воздушные гимнасты Вероника Рыбчонок и Максим Виноградов. Есть ли еще кому постоять за честь Беларуси в этом году?

— Глядя на Алишера, решили тоже подготовить номер «Полет», его руководитель Евгений Кононович. Все ребята белорусы. Мы сейчас отправим их на гастроли в Баку, затем в Симферополь. И к сентябрю они, закрепив свое мастерство, примут участие в фестивале. Есть у нас еще две молодые воздушные гимнастки — Анастасия Донченко и Анастасия Путято. У них очень хорошая трюковая часть. Их номер включен в нашу юбилейную программу, чтобы отшлифовать технические моменты и укрепить девочкам уверенность в себе. Если они все это сделают, то мы тоже заявим их на свой фестиваль.

— Владимир Анатольевич, многие, особенно дети, ходят в цирк ради животных. Расскажите, кого из животных хотели бы иметь у себя?

— Моя мечта была – медведи. Наконец они появились. Сейчас гастролируют в Харькове. Животных у нас много. Есть практически все, за исключением хищников. Но мы и не планируем покупать ни тигров, ни львов. Нет у нас и слонов. И с экономической, и с практической точки зрения их лучше приглашать к себе. Интерес к нашему цирку есть и у Багдасаровых, и у Нестеровых, и у других дрессировщиков. Поэтому без хищников мы не останемся. У нас же есть номера с лошадьми и ламами под управлением Бориса Лазарова, пони Сергея Простецова, собачки Лилии Максименко, Айдын Исрафилов, у которого и обезьяны, и собаки, и ослики. Я приглашаю вас на нашу юбилейную программу, там будет много интересных животных: морские котики и львы, носухи и т.д.

— Какими видите следующие пять лет Белгосцирка?

— По материально-технической базе у нас все нормально. Хотя нет предела по свету и музыке. Такое оборудование постоянно требует капитальных вложений. Все это совершенствуется гигантскими темпами. Что говорить, если сегодня мобильные телефоны мы меняем через год-два! Так и со светомузыкальным оборудованием. Это очень важная часть, благодаря которой создается зрелищность.

Что касается артистов, то здесь все в порядке. К нам постоянно приходит молодежь. Приносит свои идеи, которые ей помогают воплощать в жизнь наши художественный руководитель Витаутас Григалюнас и главный режиссер Алла Николаева-Алиева. Появился у нас и свой клоун! Взяли 18-летнего парня, который сейчас учится, набирается опыта у приезжих артистов. У него огромное желание работать, и думаю, что в ближайшее время он себя покажет.

Считаю, что у нас хороший потенциал и ближайшие пять лет будут не менее яркими и интересными, чем предыдущие.

НОВОЕ  ПОКОЛЕНИЕ

Движение вверх


Наш цирк гордится своими молодыми воздушными гимнастами

Несмотря на почтенный возраст Белгосцирка, сегодня славу ему приносят в основном молодые артисты. Воздушные гимнасты Вероника Рыбчонок и Максим Виноградов, которым немного за двадцать, уже многократные призеры различных международных фестивалей. Совсем юные Анастасия Донченко и Анастасия Путято лишь делают первые шаги в большом цирке, но это у них получается так уверенно, что нет сомнения: ребят ждет большое будущее. Познакомимся с новым поколением Белгосцирка поближе.

С полотен на ремни

Вероника и Максим в нашем цирке три года. Хотя в этом искусстве большую часть своей жизни. Оба занимались в цирковой студии: Вероника — на полотнах, Максим – на ремнях. В пару объединились лишь несколько лет назад. И первым их совместным опытом стали как раз полотна. Удивительно, но спустя год ребята привезли из Риги, где проходил детско-юношеский фестиваль, свою первую награду. Сегодня Вероника с Максимом признаются: тот их номер на полотнах был еще совсем сырым, хоть там и была неплохая трюковая база. Но буквально за год ребята при поддержке главного режиссера цирка Аллы Николаевой-Алиевой сделали его практически неузнаваемым. Поменялась идея номера, а вместе с ней — музыка, костюмы. Главное же – усовершенствовались и трюки. Казахстан, Испания, Северная Корея… За эти три года у ребят было множество гастролей и фестивалей, и редкий раз они возвращались домой без наград.

Вероника РЫБЧОНОК и Максим ВИНОГРАДОВ.

Сейчас в цирковой биографии этой пары новый виток. Ребята давно мечтали сделать воздушный номер на ремнях, но из-за постоянных поездок на это просто не было времени.

— Нельзя сказать, что на полотнах мы достигли наивысшего мастерства, нам есть куда расти. Но в нашем жанре полезно переключаться. Так приходит вдохновение, появляются новые идеи, благодаря которым старый номер можно сделать более интересным, — объясняет Вероника. – Но сейчас мы  сосредоточены на ремнях, воплощаем в жизнь то, что вынашивали последние два года. По образу, энергетике и трюкам это совсем другой номер. Для него нужна и несколько другая физическая подготовка. Но у нас хорошая база, тем более что Максим раньше уже работал на ремнях, поэтому буквально за несколько месяцев мы собрали воедино несколько серьезных трюков, сейчас доводим их до ума, шлифуем. И, конечно же, мечтаем с этим номером достойно представлять нашу страну на международных фестивалях.

С каучука в трапецию

Анастасия ДОНЧЕНКО и Анастасия ПУТЯТО.
У Анастасии Донченко путь в Белгосцирк был достаточно извилистым. Она еще в пятилетнем возрасте, глядя по телевизору на воздушных гимнастов, говорила маме: «Я тоже буду, как они». Но сперва девочку отдали в спортивную гимнастику, потом — в художественную, а после — в таеквондо.

— В 2007-м как раз открылся набор в цирковую студию в ДК МАЗ «Романтики», — рассказывает артистка. — Мне нравилось, что там разные жанры: воздух, хулахупы, жонгляж и т.д. Хорошо помню, как ждала первое выступление. Номер назывался «Незнайка», мы выступали со скакалками и обручами. Наверное, тогда, в лет восемь-девять, и решила, что хочу работать в цирке. Перешла в эстетическую гимнастику, которая мне тоже очень помогла, но думала только о цирковой карьере.

На арене своей мечты Настя впервые оказалась в 15 лет. Ее пригласили, чтобы подготовить номер для участия в детско-юношеском фестивале, который проходит в Риге. Но только проблемы с визой не позволили ей и ее напарнице там выступить. Девочка продолжила учиться в школе и заниматься в родной цирковой студии. Какое-то время спустя благодаря тому, что на мастер-классе Эдгарда Запашного в Минске она показала номер с хулахупами, ее пригласили в Москву в цирк Дарьи Костюк. Отработав несколько месяцев гастроли с шоу «Конструктор», она снова вернулась в Минск. Главный режиссер Алла Николаева-Алиева уже тогда держала в уме эту талантливую девчушку и, когда появилось место в джигитовке, снова позвала ее в наш цирк.

Донченко честно признается, что это был вовсе не ее жанр, но зато он помог закрепиться ей в Белгосцирке. Вскоре она сделала свой сольный номер в жанре каучук. Приблизительно тогда же сюда пришла и молодая эквилибристка Анастасия Путято. Алла Анатольевна сперва соединила эти два жанра, а чуть позже нашла оптимальное решение: сделать с двумя Настями номер-трапецию. С ним молодые артистки уже завоевали серебро на том самом детско-юношеском фестивале. В новом образе и с более сложными трюками этот номер можно увидеть в юбилейной программе «Чудесный дом».

КАК  ВСЕ  НАЧИНАЛОСЬ

Незабываемые номера

Анастасия Туманова вспоминает о цирке, который уже стал историей

Никто лучше Анастасии Тумановой историю Белгосцирка вам не расскажет. И не только потому, что еще совсем недавно она была воздушной гимнасткой, а теперь экскурсовод. Она ведь из «опилочных» детей. Правда, на минской арене ее родителям Алевтине и Николаю Тумановым довелось работать совсем немного. Зато их первый ледовый цирк, созданный известным режиссером Арнольдом, гастролировал по всему миру. А вместе с ним зачастую и маленькая Настя. Это дало ей возможность увидеть разные манежи и сделать выбор в пользу родного минского. Мы прогулялись с Анастасией по самым интересным и необычным местам нашего цирка.

Анастасия ТУМАНОВА почти двадцать лет проработала воздушной гимнасткой, а теперь она экскурсовод.

Оперной диве поклон

Сперва давайте заглянем в музей. Он есть не в каждом цирке. До недавних пор его не было и в Минске. Но после реконструкции здания в 2010-м задумались о создании его. Немногие знают, что история белорусского цирка на целое столетие старше, здания в центре города. Первое выступление профессионального цирка состоялось в балагане, развернутом в Троицком предместье летом 1853 года. В последующие годы в Минске эпизодически выступали во временных помещениях различные иностранные цирковые труппы. И только 16 ноября 1884 года (согласно рапорту помощника полицмейстера в Минское губернское правление) в Минске был открыт первый в Беларуси стационарный деревянный цирк — «Цирк братьев Никитиных» на 800 мест. В начале 1900-х годов цирк перебрался в Губернаторский сад. Здание находилось там, где сейчас стоит памятник Максиму Горькому. Позже там же появилось шапито на 1200 мест. Но его не стало в первые же дни войны: в строение попала авиационная бомба.

Новая страница белорусского цирка открылась в начале 1950-х, когда вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве стационарных зимних цирков в стране. Первый из них, отдавая дань вкладу белорусского народа в победу и восстановление народного хозяйства, решено было построить в Минске. Правда, место для него выбрали странное: на окраине города, в районе нынешней станции метро «Могилевская». И только после вмешательства знаменитой оперной дивы Ларисы Александровской, очень любящей цирк и желающей иметь его ближе к дому, его построили на углу проспекта Сталина (ныне пр-т Независимости) и улицы Я.Коласа (теперь ул. Я.Купалы). 11 февраля 1959 года состоялся первый показ.

В соломе и перьях

Конечно же, маленькая Настя Туманова вместе с родителями — спортсменами-акробатами, чемпионами СССР — неоднократно бывала в том красивейшем здании. Но вряд ли у девчушки да и у ее родителей были мысли о том, что ее жизнь свяжется с цирком. Тумановы оказались в этой профессии случайно. Закончив с профессиональным спортом, они стали выступать с акробатическими трюками, ездили на гастроли. Однажды в Минск заглянул их старый друг по спорту, который как раз только поступил в первый недавно созданный цирк на льду. Пригласил их посмотреть. Семейной паре это понравилось, так они там и остались. Это случилось в конце 1960-х. А в 1971-м родилась Настя.

Анастасия приглашает нас туда, где дети артистов цирка проводят очень много времени, – в закулисье. Воздушная гимнастка уже и не помнит, сколько стран объехала с родителями. Многое стерлось из памяти, но где-то глубоко в голове засели маленькие периферийные строения с серыми и мрачными конюшнями. Чаще всего именно там и находились маленькие дети:

— Это сегодня у нас все так отлажено, что артисты с одной программы уехали, прошла дезинфекция, другие процедуры, и только потом приезжают другие. А раньше такая чехарда везде была. Приехали мы с родителями, они разгружают свои ящики, глядь — ребенка нет. Сердце в пятки, места-то незнакомые. Бегают, ищут. И находят своего кроху где-нибудь между копыт незнакомой лошади: ребенок спокойно играет с соломой. И таких историй у всех артистов хватало.

Дочери Анастасии, которая после окончания Киевского эстрадно-циркового училища немного поработала в Москве в цирке на льду, а потом вернулась в Минск, уже забавлялись иначе. Их любимое место было – гримерка, расположенная прямо около выхода на манеж. Там же хранились и костюмы артистов. Так вот девочки в закулисье устраивали свои представления, наряжаясь не только в принцесс-королев, но и в страшных животных.

Сегодня той большой гримерки уже нет. Теперь там комната инспектора манежа и другие помещения. После реконструкции здание внутри очень изменилось, стало более функциональным. Хотя закулисье в целом осталось узнаваемым. Было два слоновника друг напротив друга, теперь остался один. Потому как к другой стене пристроили новое здание. Но животные не остались обиженными, наоборот, им создали очень комфортные условия. И если все крупные животные (слоны, носороги, бегемоты) обычно квартируют совсем рядом с выходом на манеж, то апартаменты других  — этажом-двумя ниже. Заглянем и к ним.

 Апартаменты для лошади

— Посмотрите, какая у нас шикарная конюшня. Хорошо помню, как приезжаешь в какой-нибудь цирк, а там бедные лошадки в таких стесненных условиях находятся, что в стойлах им лечь толком негде. В Минске, конечно, было получше, но такого раздолья раньше и близко не наблюдалось, — говорит наш экскурсовод, поглаживая двух местных белогривых красавцев, занятых в номере «Белорусские наездники» под управлением Бориса Лазарова. – У нас места хватает и своим, и приезжим. Как-то выступал у нас конный цирк Туркмении. Там было очень много лошадей. Но все отлично поместились.

Да что там лошади, если даже для верблюдов это настоящие хоромы. Аиша и Саид буквально на днях вернулись с гастролей и сейчас, растянувшись, отдыхают каждый в своем стойле. Ламы, завидев приближающуюся тележку с сеном, одобрительно машут головой. А чего животным жаловаться, если тут же и ветеринарный кабинет, и солярий, и даже грузовой лифт? Последним в цирке пользуются нечасто, ведь из конюшни на манеж ведет покатый пол, специально сделанный для четвероногих. «А если на гастроли приедут крокодилы? — шутя говорит Анастасия. — Они ведь полдня добираться будут. Вот лифт им и в помощь».

У верблюдов в Белгосцирке прекрасные условия содержания.

Репетиции мечты

Святая святых в цирке, конечно же, главный манеж. Но ни один артист не окажется на нем, не пройдя через репетиционный. Здесь пролиты литры слез и пота, но все цирковые очень любят это место.

— До реконструкции цирка мы могли только мечтать о такой арене, — с блеском в глазах говорит Анастасия. – Раньше репетиции проходили на главном манеже. Конечно же, времени всем не хватало, особенно если приезжали артисты из других стран. Оставался зал хореографии, где можно было отрабатывать какие-то акробатические моменты, или холл. Пусть он и был достаточно просторный, там можно было на крюк подвешивать свои аппараты (кольца, трапецию и т.д.), но все равно это было не очень комфортно.

В 2010-м в цирке сделали пристройку, соединив ее с основным зданием. На первый взгляд репетиционный манеж кажется значительно меньше, чем главный. Но это оптический обман. Просто эта стеклянная галерея расположена в «колодце»: на  верхних этажах находятся гримерки и гостиничные номера. Это удобно всем. И животным, которые здесь делают свои первые шаги в цирке, и артистам, отрабатывающим сложные трюки. Словом, сегодня это совсем другой цирк, нежели был 60 лет тому назад.  Но традиции, заложенные тогда, процветают и по сей день. Не зря ведь Белгосцирк носит звание одного из лучших цирков в Европе.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter