Звезды над Краковкой предвещают удачу

ОН МОГ стать профессиональным военным. После срочной службы командование воинской части даже выдало направление для поступления в военное училище... Но стал он тем, кем стал — руководителем хозяйства. Как это произошло: случайно? закономерно? Нам только кажется, будто что-то с нами происходит случайно. В жизни все закономерно. Судьба, иными словами. Судьба Эдварда ЛЮТКОВСКОГО...

Уже почти 20 лет Эдвард ЛЮТКОВСКИЙ работает председателем СПК на ошмянской земле, но каждый новый день для него — как тот первый, с которого все и начиналось...

ОН МОГ стать профессиональным военным. После срочной службы командование воинской части даже выдало направление для поступления в военное училище... Но стал он тем, кем стал — руководителем хозяйства. Как это произошло: случайно? закономерно? Нам только кажется, будто что-то с нами происходит случайно. В жизни все закономерно. Судьба, иными словами. Судьба Эдварда ЛЮТКОВСКОГО...

СПРАВКА

СПК «КРАКОВКА» — валообразующее, активно развивающееся хозяйство Ошмянского района. В среднем за пять последних лет (2006—2010 годы) здесь получено зерна 10814 тонн в бункерном и 9604 тонны в амбарном весе. Средняя урожайность зерновых с гектара до обработки составила 36,4 центнера, после обработки — 32,4 центнера. Надоено 3996 тонн молока при среднем удое от коровы 4546 килограммов. Продуктивность выращивания скота составила 1022 тонны. Валовый привес крупного рогатого скота — 494 тонны, свиней — 508 тонн. Среднесуточные привесы составили соответственно 570 и 414 граммов. Поголовье скота: 3269 голов — крупный рогатый скот, в том числе 890 коров, 5984 свиней. Все показатели превышают аналогичные за предыдущую пятилетку.

 

«Ты запомни, сынок, золотые слова: хлеб – всему голова»

Еще до армии Эдвард Лютковский закончил Лидский индустриальный техникум и получил специальность техника-механика. Уволившись в запас, искал работу по специальности. Отец посоветовал:

— Ты съезди в соседний колхоз, там председатель очень толковый, я его знаю, с ним не пропадешь. Да и к нам с матерью будешь поближе. Зачем тебе что-то искать? Мы — крестьяне, всю жизнь прожили на земле. И тебя она не обидит.

Так Эдвард впервые познакомился с председателем бывшего колхоза «Октябрь» Александром Савастинкевичем, который сыграл в судьбе молодого парня далеко не последнюю роль. Чем-то он очень глянулся руководителю, и тот сразу предложил ему должность главного инженера.

— Может, рановато? — растерялся парень от такого предложения. — Я бы вначале поработал простым механиком...

— Не рано, — настаивал председатель. — Вижу, справишься! И верю в тебя. Смотри, не подведи...

Главным инженером он проработал одиннадцать лет. Конечно, настоящим главным инженером — до тонкостей знающим свое дело, умеющим принимать смелые решения в трудных ситуациях — он стал не сразу. В первые годы работы в этой непростой должности ему не хватало смекалки, производственного и жизненного опыта. Не стеснялся обращаться за советом. Да и председатель был всегда рядом. Благо он постоянно чувствовал свою ответственность за молодого специалиста. Но не довлел, не сковывал инициативу, а, наоборот, учил самостоятельности в работе. Умел и спросить за упущения. Когда без отрыва от производства Эдвард закончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства, нынешний БАТУ, трудиться стало полегче. К этому времени он стал уже вполне зрелым главным инженером.

Так незаметно в трудах и заботах и пролетели одиннадцать лет.

Председателем колхоза имени Крылова его избрали в 1991 году. Да, в том самом, когда развалился Советский Союз. В шесть часов утра 19 августа (в свой день рождения) он ехал на «уазике» из соседней деревни, где жил, к себе в колхоз на работу. Настроение было прекрасным. Дела в колхозе шли неплохо. Включил приемник, слушал музыку. И вдруг музыка прерывается, срочная новость —  в Москве ГКЧП.

Подумалось: произошло что-то очень страшное. И день рождения уже как-то расхотелось праздновать. До торжеств ли тут?

И все же до конца он, как и все мы, граждане великой и мощной некогда страны, тогда не предполагал, чем в итоге все может обернуться. Последствия наступили уже спустя несколько месяцев. Кооперационные связи, что существовали между республиками Советского Союза, вдруг разом оборвались. По инерции кто-то еще пытался что-то исправить. Но тщетно: разбитое зеркало не склеить. И хотя возглавляемый им колхоз не сильно зависел от союзных поставок, но аукнулось и ему. Семена кукурузы, которые ждали из Молдавии, до хозяйства так и не дошли. Надо было учиться жить самостоятельно, без посторонней помощи. Утешало одно: так жить предстояло не только возглавляемому им колхозу, но и району, области, всей республике. Независимость давалась нелегко.

«Доверили, значит, за рукав не дергайте...»

Однажды, было это уже в 1997-м, Эдварда Болеславовича вызвали в райисполком. Вызов был как будто бы обычным, но что-то в нем насторожило:

— Засиделся ты в своем «Крылове», — начал без обиняков председатель райисполкома. Начальник райсельхозпрода находился здесь же и согласно кивал головой. Видно было, что у них на уме что-то общее. — Надо тебе принимать «Маяк». Лучшей кандидатуры не видим.

«Маяк» был самым крупным хозяйством в районе, он раза в два превосходил по объемам колхоз имени Крылова. Руководил им достаточно опытный, авторитетный и со связями председатель. Но что-то вдруг у него пошло не так, как надо.  Короче, пришлось ему оставить хозяйство, и около полугода туда искали председателя.

Зная масштаб предстоящей работы и ответственность, Эдвард Болеславович не сразу согласился на предложение. Но, взвесив все, потом его принял.

Передовой колхоз сразу разочаровал. В принципе, хозяйство было мощным. Но за полгода безвластия там произошло столько всего, что и представить трудно. Оказывается, чтобы что-то развалить, времени много не надо, вот собрать и создать гораздо труднее и дольше.

Особенно пострадала животноводческая отрасль. Скот распродали. То поголовье, что осталось, было далеко не самым лучшим. К примеру, самая крупная свинья на свиноферме весила не более пятидесяти килограммов.

Он начал с самого главного, что, по его мнению, необходимо было сделать в тех условиях — с дисциплины. Тем, кто воспринимал его требования в штыки, указывал на дверь. Всполошились даже в райисполкоме: большая часть коллектива уволилась.

— Вы мне доверили, значит, за рукав не дергайте, — ответил он на высказанные в его адрес замечания. — Я обещаю, что хозяйство возродится и снова станет одним из лучших в районе.

В каком кармане волшебная палочка?..

Прошли годы. Свое обещание Эдвард Болеславович сдержал. Сегодня СПК «Краковка» (бывший «Маяк») не только по-прежнему самое крупное в районе хозяйство, но и одно из самых успешных, а его председатель — уважаемый на Ошмянщине и Гродненщине руководитель. Хотя по сравнению с прежним «Маяком» хозяйство стало еще крупнее за счет присоединения одного из бывших колхозов. Только пашни здесь свыше 6,6 тысячи гектаров, а всего сельхозугодий набирается под 9 тысяч гектаров.

На видном месте в приемной председателя немало различных наград. Дипломы, почетные грамоты, благодарности. Коллектив, его руководителя благодарят за хорошую работу, успешное проведение той или иной сельскохозяйственной кампании райисполком, областное руководство, Минсельхозпрод и БРК отраслевого профсоюза.

— Лютковский — руководитель серьезный, основательный, — говорит об Эдварде Болеславовиче председатель райисполкома Юрий Адамчик. — Ему удается многое из того, что другим, к сожалению, пока не по силам.

Совпадение такой оценки с реальными делами видны в хозяйстве на каждом шагу. Возьмем, к примеру, молочное животноводство. Сегодня СПК «Краковка» продает ежедневно государству по 11 тонн молока. Помимо того, что сама по себе цифра внушительная, обращает на себя внимание и другая сторона медали — качество. Оказывается, 8 тонн молока из 11 хозяйство продает сортом «экстра», остальные три тонны — высшим.

— К таким результатам иным хозяйствам еще шагать да шагать, а «Краковка» это делает запросто, — говорит директор ОАО «Ошмяны «Сыродельный завод» Александр Кавецкий.

Конечно, получается все не по мановению волшебной палочки. В прошлом году в хозяйстве по указу Президента построили животноводческий комплекс для содержания 800 коров. Здесь самая современная технология производства молока.

— Разве можем мы в таких условиях работать плохо! — удивляется начальник комплекса, недавний выпускник Белсельхозакадемии Серей Вишневский.

Строительство этого комплекса стало для хозяйства жизненной необходимостью. Ведь некоторые помещения, где до этого содержалось дойное стадо, построены в 50—60 годах прошлого столетия. Применить там современные технологии невозможно при всем желании. Другое дело — комплекс. Компьютерное обеспечение, автоматизация процессов позволяют учесть все, что необходимо для содержания животных.

В хозяйстве неплохо налажен откорм крупного рогатого скота — среднесуточные привесы быков по килограмму и выше. Развивается свиноводство, другие направления. В растениеводстве, к примеру, выделяется не только зерновая группа, в чем преуспели уже многие хозяйства, но и картофелеводство, на которое кое-где неоправданно махнули рукой. В «Краковке» товарный картофель можно купить даже в зимнюю пору.

— Цену на картофель государство установило неплохую, — говорит председатель. — Так что хозяйству выгодно заниматься этой культурой. И очень правильно, что в основных направлениях развития аграрного сектора республики на предстоящую пятилетку «второму хлебу» уделено достойное внимание. Наше хозяйство постарается извлечь из этого максимальную выгоду.

Считать деньги и строить!

Инвестирование экономики, обновление материальных средств, строительство новых производственных объектов и жилья — вот характерный стиль работы председателя СПК «Краковка» Эдварда Лютковского. К примеру, в хозяйстве скоро закончат строительство собственного комбикормового цеха. Оборудование в нем будет датское, что позволит соблюсти все технологические требования приготовления кормов. Для чего  понадобился этот объект?

— В любом деле надо видеть его экономическую составляющую, — поясняет Эдвард Болеславович. — В месяц нам требуется 800 тонн комбикорма. Со Сморгонского комбикормового завода его не навозишься — только в одну сторону дорога 30 километров. Того и гляди, разоришься на одних перевозках. Травяных же кормов без комбикорма недостаточно, хотя мы и заготавливаем их под полную потребность.

Новостройка ожидает и свиноводческую отрасль. Пока все свинопоголовье в хозяйстве, а это более шести тысяч хрюшек, находится на двух фермах. Одна из них построена 45 лет назад — самой первой в районе. Соблюсти технологические нормы по вентиляции, обогреву и другие невозможно, как ни старайся. Поэтому при поддержке руководства района в хозяйстве решили строить современный свиноводческий комплекс на 24 тысячи голов.

Но одного желания в таких случаях недостаточно. Пришлось убеждать облсельхозпрод, чтобы стройку включили в областную программу развития свиноводства на 2010—2015 годы. И это удалось. Под будущий объект уже определена площадка. Дело это тоже не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Надо соблюсти розу ветров, другие экологические нормы. Обратились за помощью к экологам. Те выдали необходимые рекомендации, чтобы национальное законодательство в сфере природопользования было соблюдено в полном объеме.

В мехпарке хозяйства за последние два-три года тоже произошли заметные изменения. Механизаторы имеют в своем распоряжении два мощных «Джон Дира» со шлейфом прицепных почвообрабатывающих агрегатов и такое же количество МТЗ-3022.

— Поначалу было сомнение в надежности отечественных тракторов, — признается руководитель хозяйства. — Но зарекомендовали они себя в целом неплохо, поэтому хотим приобрести еще один МТЗ-3022.

Одно из достоинств наших тракторов — их более дешевое ремонтное обслуживание. Иностранная техника хороша только в первые годы, когда ее не надо ремонтировать. Но когда она начинает «сыпаться» — разоришься на ремонте. Запасные части в три-четыре раза дороже, чем к белорусским машинам. Так что все познается в сравнении. Охаивать свое и превозносить чужое ума большого не надо.

Опора и команда председателя

— Обо мне говорят, что я жестковат, — признается собеседник. — Возможно, в некотором смысле... Но это, скорее, не жесткость, а требовательность, ведь кто бы и что там ни говорил — все начинается с дисциплины.

В этом согласен с братом и младший Лютковский — Леонид. Он работает в этом же хозяйстве механизатором. Спуску от «старшого» Леонид не ждет, поэтому трудится добросовестно. Не зря его портрет занесен на Доску почета хозяйства.

Как и любой умный и справедливый руководитель, Эдвард Болеславович ценит людей за их дела. Будь ты хоть трижды распрекрасным парнем, но если работаешь спустя рукава — нет тебе ни почета, ни уважения. И, наоборот, если ты душу вкладываешь в работу, дороже тебя человека для руководителя нет. Он и простит, и поймет — только трудись.

Лучшие годы своей жизни отдала любимой работе главный зоотехник хозяйства Тамара Петкевич, а когда подошел срок, засобиралась на пенсию. Должность перешла к другому. Но спустя полгода председатель спохватился: не улучшаются дела в животноводстве. Быстрее к Тамаре Семеновне: «Возвращайтесь назад, Тамара Семеновна, без вас мы пока еще не можем обойтись».

Годами проверенные кадры — опора председателя. Но молодежь тоже приходит достойная. Взять, к примеру, начальника первого участка Олега Шумского. После колледжа парень с огоньком взялся за работу. И это несмотря на то, что его участок — самый крупный. Одной только пашни две тысячи гектаров. Еще кое-где остались хозяйства такого объема. Глядя на молодого специалиста, Эдвард Болеславович вспоминает таким же молодым и деятельным себя, когда после техникума начинал главным инженером в бывшем колхозе «Октябрь». Вот, наверное, порадовался бы сегодня за него отец, будь он жив...

Эдвард Болеславович помнит поговорку о том, что один в поле не воин. Он разумно распределяет производственную нагрузку между собой, своими заместителями, главными специалистами и руководителями производственных подразделений. Когда все четко знают свои обязанности и выполняют то, что им предписано, хозяйство работает как часы, а весь руководящий состав действует как одна сплоченная, уверенная в себе команда.

С уважением относится председатель к рядовым работникам.

— Труд у них нелегкий, — говорит он. — Поэтому моя задача как руководителя — создать необходимые условия для полноценного отдыха и быта людей.

Все работающие в хозяйстве, а это 400 человек, имеют выходные дни. Зарплата тоже неплохая. К примеру, операторы машинного доения получают далеко за миллион. Да и механизаторы не обижены. Эти две категории работников составляют основу трудового коллектива. Для своих работников хозяйство ежегодно строит не менее пяти индивидуальных жилых домов. Жилой поселок из них на центральной усадьбе — словно город, залюбуешься им.

На такую заботу со стороны руководства хозяйства люди отвечают добросовестным трудом. Нарушения трудовой и общественной дисциплины если и случаются, то редко. Зато все больше становится тех, кто трудится лучше остальных. Это, к примеру, животноводы Людмила Шукелович, Виктор Станкевич, Мария Чепелова, механизатор Михаил Янч, водитель Анатолий Шиманович. Впрочем, этот список можно продолжать...

«Неугомонный – это по-нашему, по-ошмянски!»

В делах Эдвард Болеславович напористый, целеустремленный.

— Он весь в работе, по-хорошему неугомонный, — говорит о Лютковском директор ОАО «Агропромтехника», один из старейших и уважаемых на Ошмянщине руководителей, глава совета руководителей при председателе райисполкома Генрих Бубен. — У него все буквально горит в руках. С такими руководителями наша Ошмянщина не пропадет...

Олег ШВЕДОВ, «БН»

 

АВТОРИТЕТНОЕ  МНЕНИЕ

Тамара ФИЛИППОВИЧ, директор ОАО «Ошмянский мясокомбинат», член Совета Республики Национального собрания Беларуси второго и третьего созывов:

— В характере Эдварда Лютковского мне нравится деловитость, собранность, ответственность. Мы уже много лет работаем в одном районе, хорошо знаем друг друга, но эта «свойскость» никогда не послужила основанием, чтобы он не сделал то, что обещал, или сделал не так. Всегда приятно иметь дело с таким человеком.

Кстати, в «обойме» руководителей он один из старейших. Но годы и та напряженность, с которой нам приходится сегодня работать, не затмили в нем человека душевного, ищущего, творческого. Ведь творить можно не только с мольбертом или пером в руке, но и на производстве. Если, конечно, не быть равнодушным к тому, что ты делаешь.

Хозяйство, которым руководит Эдвард Болеславович, одно из лучших на Ошмянщине. Здесь не только в хорошем состоянии производство, но и порядок везде и во всем. Много строится жилья, и, несмотря на то, что находится хозяйство возле города, люди отсюда не бегут. Потому что здесь у них есть работа, гарантированная заработная плата. Здесь есть за что зацепиться, как говорят в народе, и пустить корни.

Я возила на экскурсию в СПК «Краковка» украинскую делегацию, которая участвовала в проводимом в 2010 году в Ошмянах международном экономическом форуме «Северный вектор Гродненщины». И была, откровенно, горда тем, что у гостей от увиденного горели глаза. Они восхищались тем вниманием, которое уделяется в Беларуси на государственном уровне развитию сельхозпроизводства. Плоды этого внимания отчетливо видны в «Краковке».

От души желаю Эдварду Болеславовичу дальнейших успехов в его нелегком труде. Руководить коллективом — дело ответственное и почетное. Но руководить  одним из лучших коллективов — тем более! Пусть же звезды над «Краковкой» всегда предвещают очередную удачу.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter