Знаменитую оперу "Турандот" в постановке Франко Дзеффирелли показали в Минске

Звезды ездят в «Метрополитен»

Когда не радуют вас местные театральные афиши, подскажу одно верное, можно сказать, эксклюзивное средство от хандры: загляните на показы проекта «Театр HD». Тут в прямой трансляции, если повезет, или в записи, что ничуть не снижает впечатления, показывают лучшие спектакли со всего мира. Оперные и драматические, камерные и масштабные, легкомысленные и философские. Привел меня на один из таких показов вечно держащий нос по ветру мой сосед Викентий Вератила. Теперь он заделался городским пижоном: отрастил бороду, сделал мелирование, замотался в модный шарф. Из кедровой бочки вечерами не вылезает — все держит себя в тонусе. И пусть выглядит это все немного неуклюже — начало новому образу положено. Калачом теперь не заманишь старого проходимца на добротные спектакли типа «Люди на болоте» или «Кто смеется последним?». Он пьет через трубочку коктейли пряные и пристально вглядывается в нюансы актерской игры Бенедикта Камбербэтча, Кеннета Браны, Джуди Денч и прочей актерской братии, невольно идентифицируя себя с их героями. Раньше он и фамилии такие выговорить не мог, а сейчас они лихо отскакивают у него от зубов. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом.

Проект «Театр HD» наводит на несколько мыслей. Конечно, западная театральная манера несколько отличается от нашей. В чем ее коренное отличие, так с ходу и не скажешь. Играют вроде и по Станиславскому, со слезой, с усердием и нажимом. Но чувствуешь, что свое лицедейское ремесло западные актеры ощущают не как миссию, а как возможность хорошенько развлечь публику.


Довелось, например, увидеть спектакль «Зимняя сказка» по поздней пьесе Шекспира театральной компании известного британского актера и режиссера Кеннета Брана. Большого, кстати, специалиста по наследию Шекспира и пятикратного номинанта на премию «Оскар». В качестве главных звезд блистали Джуди Денч и Кеннет Брана. Ожидал чего угодно, но получил концентрированного и чисто британского Шекспира. В чем–то суховатого и пресного. Но от этого не перестающего быть аристократичным. Джуди Денч в роли жены сицилийского вельможи Паулины бесстрашна и яростна. В одной из сцен герою Кеннета Брана так от нее достается, что его становится даже как–то жалко. Денч в этом психологическом поединке одерживает безусловную победу. Интересна и реакция английской публики во время показа: пьеса написана в XVII веке, но на редкие шутки отзываются так, как будто это не Шекспир, а какой–нибудь современный стендап. Актеры определенно никуда не торопятся. Режиссер Кеннет Брана известен тем, что ставит и снимает в неторопливой, подробной манере. Тут каждая ремарка на своем месте. Но любителям экспериментов консервативную «Зимнюю сказку» точно не посоветую.

Когда прихожу на прямую онлайн–трансляцию из Ньй–Йорка из «Метрополитен–опера» в кинотеатр «Центральный», чувствую себя как житель провинциального городка из фильма «Безымянная звезда», который пришел на станцию встречать экспресс Бухарест — Синая. Он на станции, как помним, не останавливался. Все дело в том, что перед началом трансляции дают панораму зрительного зала. Можно рассмотреть колье дамы из четвертого ряда. Или пиджак господина, смахивающего на рядового нью–йоркского миллионера, из наверняка именной ложи.

В этот раз показывали оперу Джакомо Пуччини «Турандот» в постановке знаменитого итальянского режиссера, сценариста и художника Франко Дзеффиррели. Он известен своими классическими экранизациями («Ромео и Джульетта», «Гамлет» с Мелом Гибсоном), масштабными оперными постановками по всему миру. Его «Турандот» — весьма характерная для его творческого стиля работа. Жизнерадостное буйство красок и масштаб декораций, как в каком–нибудь голливудском блокбастере, честно скажу, завораживает, массовка удивляет сплоченностью и достоверностью игры. Солисты (было сразу два дебюта: в заглавной партии Турандот у шведки Нины Стемме и у Аниты Хартинг, исполнившей партию безнадежно влюбленной рабыни Лю) — каждый на своем месте. Роскошь, напор и достоинство в каждой ноте. Со сложнейшими партиями они разделывались, как с орешками. Теперь вот хочу увидеть на их месте нашу Оксану Волкову, и верю — как–нибудь увижу.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 19 (24901). Вторник, 2 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter