Звездолеты и провинциалы

Книжный навигатор

У зенiце — Антарэс. Беларуская фантастыка. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2008.


Это уже второе издание в серии, доказывающей, что в современной белорусской литературе есть читабельные произведения так называемых популярных жанров. О том, что научная фантастика приказала долго жить, дискутировалось в мире за последнее десятилетие не раз. Человечество повзрослело, и образный ряд «звездолеты — инопланетяне — телепортация — бластеры» и т.д. способен нагнать скуку точно так же, как «ночь — улица — фонарь — аптека». Но ведь человечество по–прежнему хочет читать о Непознанном, и по–прежнему есть литераторы, которым в кайф писать о таковом. Поэтому в текстах, вошедших в книгу, не только традиционная «НФ» — научная фантастика, но и мистика, и фэнтези. «Тонкий» мир, ведьмы и колдуны, привидения и одержимые игрушки. Рассказы Геннадия Ануфриева «Плюшевый медвежонок» и Андрея Федоренко «Срэбны свечнiк» — образцы современного «хоррора». Повесть Алеся Бадака «Не глядзiце ў снах на поўню» — проза, которая смотрелась бы уместно и в контексте самых традиционных литературных сборников: нынешняя белорусская деревня со всеми ее проблемами, отношения поколений. Ну и плюс власть рода — и родовых проклятий. Конечно, сказочная повесть Эльвиры Кузнецовой несколько выпадает из общей атмосферы — это уже не мистика, это типичная литературная сказочка с котами Базилио, карлами Черноморами, змеями Горынычами и зверюшками, поющими хором «Слышит прыткий жеребенок, непоседа лягушонок...» (белорусская мифология, как вы понимаете, здесь не ночевала). Уровень авторов разный. Но вообще, составители Г.Ануфриев и В.Цветков и издательство «Мастацкая лiтаратура» делают хорошее дело. Пожелаем им, чтобы серия продолжилась, круг авторов расширился, а читатели у литературы подобного жанра, как правило, находятся.


Владимир Набоков. Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме. Санкт–Петербург, Издательский дом «Азбука–классика», 2008.


К сожалению, Набокова–драматурга знают мало. А между тем это — отдельное явление. Что у Набокова не отнимешь — умения выстраивать сюжет. Академический театр имени Якуба Коласа недавно поставил замечательную пьесу «Событие». Представьте себе: провинциальный художник Трощейкин, обрюзгший и почти забывший, что когда–то мечтал о всемирной славе, и его жена, скучающая красавица Люба, узнают, что из тюрьмы возвращается человек, который когда–то в Любу был страстно влюблен и чуть не застрелил ее с женихом прямо на свадьбе. Комичный мещанский переполох превращается в театр абсурда, а когда ужас оказывается несостоявшимся, то все понимают: это ожидание опасности было и останется единственным событием в их пошлой жизни. Интрига не раскрывается до последней строки. Пьеса «Человек из СССР» — об эмигрантском антисоветском подполье — вряд ли могла быть еще недавно нами прочитана. А вот что касается драматических поэм Набокова, то читателю придется не раз ловить себя на мысли — в каком же веке это написано? И главное, кем — умудренным литератором или начинающим поэтом–романтиком? Тут мотивы и Шиллера, и Гете, и Пушкина, и Байрона. Плюс, конечно, символизм и временами уклон в самый современный абсурд. Но слог, слог–то каков:


Я слышал гул бесчисленных миров


В ее случайных шелестах. Я чуял


В ее словах дыханье смутных тайн


И крики, и заломленные руки


Неведомых богов!


Что ж, Набоков досконально знал мировую классику. Кстати, в книгу вошла и дописанная им сцена к пушкинской «Русалке» (автор предвидел эпоху сиквелов!). Если учесть, что в книге есть и лекции Набокова о драматургии, то любителям настоящей литературы предстоит праздник. Можно что–то не принять, отнести на счет поэтических практик великого прозаика — но прочитать, я думаю, стоит.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter