Звездный романтик советского кино Игорь Костолевский празднует 70-летие

Две его звезды ярко осветили нашу жизнь - «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля и «Безымянная звезда» Михаила Козакова.

Еврейский мальчик из хорошей московской семьи – его отец был начальником Всесоюзного объединения «Экспортлес» Министерства внешней торговли СССР. По негласной советской традиции, на «лесных» должностях обычно бывали потомки лесопромышленников. И понятно, что родители не желали сыну актерской судьбы. Они хотели, чтобы он закончил солидный вуз и стал чиновником или высокопоставленным инженером.

Но сын был, как тогда говорили, «хулиган». Дрался. Занимался в секции бокса. Его дневник пестрел двойками, а родителей вечно вызывали в школу. Кстати, учился он в 195-й московской школе в одном классе с Михаилом Швыдким и даже танцевал с ним на школьном вечере «Танец маленьких лебедей».

«Звезда пленительного счастья» (1975 год)

В старших классах он понял, что карьера хулигана ничего ему в жизни не даст, и даже искренне пытался стать тем человеком, каким его хотели видеть родители. Два года работал испытателем в НИИ кварцевой промышленности, затем поступил в Московский инженерно-строительный институт. Три года прилежно учился. Учеба давалась легко.

Но затем призвание мощно заговорило о себе, и он, не игравший в детстве в кино, вообще не увлекавшийся искусством, вдруг пошел поступать в Школу-студию МХАТ. А когда не приняли, отправился в ГИТИС, где Андрей Александрович Гончаров разглядел в нем яркого характерного актера, «комедийного простака» - так называлось его амплуа.

Вы спросите, отчего он вдруг решился так круто поменять свою жизнь?

Причина была банальной и смешной. Девушка, в которую он был влюблен, сказала, что он похож на Есенина. Мол, глупо с такой внешностью маяться в строительном институте, нужно поступать в гуманитарный вуз.

«Человек меняет кожу» (1978)

Почему-то он в это поверил и помчался в институт иностранных языков, но прием документов был закончен, и тогда он побежал поступать в театральный. Рвался, нервничал до такой степени, что вдруг начал в коридоре срывать с себя одежду, но добился своего и поступил. Родителей долго держал в неведении. В конце концов, отец узнал правду и пришел в ярость, но понял, что с этим уже ничего не поделаешь.

Девушка, посоветовавшая ему поступать, к тому времени давно растворилась в пространстве.

Костолевский закончил ГИТИС в тройке лучших. Его сразу взяли в труппу Академического театра имени Владимира Маяковского, где в тот момент играли такие кумиры, как Владимир Самойлов, Борис Тенин, Армен Джигарханян, Наталья Гундарева. Здесь он сыграл полсотни ролей, включая Треплева в «Чайке» и Голубкова в «Беге». Он и сейчас изо дня в день выходит на эту сцену, демонстрируя верность, какой позавидует любой влюбленный.

И, конечно, кино, ставшее его судьбой со студенческой скамьи. В 1970 году он сыграл эпизодическую роль в популярном тогда, а ныне забытом фильме Бориса Ниренбурга «Семья как семья». Затем была роль сержанта в фильме «В Москве проездом…», а два года спустя - небольшая роль Миши в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…»

«Отпуск за свой счет» (1981)

Звездный час его наступил в 1975 году, когда режиссер Владимир Мотыль увидел в нем пылкого, романтичного, во многом наивного кавалергарда и декабриста, графа Ивана Александровича Анненкова. В фильм он попал почти случайно, и кандидатуру его утвердили далеко не сразу.

«Никаких дебютов!» - приказали Мотылю в Госкино. Ведь фильм был задуман как ура-патриотический. Отсмотрев кинопробы Костолевского, чиновники вынесли вердикт: «Да это какой-то недоросль, размазня, маменькин сынок, а не герой-декабрист!»

Но Мотыль стоял на своем и отправил Костолевского на два месяца в конно-спортивную школу. И когда фильм вышел на экраны, всем стало ясно, что это попадание «в яблочко».

После этой роли в него влюбилась половина женщин Советского Союза. Любовь поклонниц стала тяжким испытанием в его первом браке. Они звонили его жене по ночам, выдумывали небылицы, закатывали сцены. Впрочем, расстались они с женой позже и по другой причине: актер полюбил другую женщину.

«Никто не заменит тебя» (1982)

Но любопытно, что он всегда был скромником. Стеснялся сниматься в любовных сценах с красавицей Эвой Шикульской, которая играла Полину Гебль, и Мотылю очень непросто было преодолеть его застенчивость. Та же история потом повторилась в «Безымянной звезде».

Кстати, нашлись люди, возмущавшиеся тем, как еврей мог играть русского кавалергарда. Несколько раз такие стычки заканчивались дракой. Откуда было знать зачинщикам потасовок, что этот рафинированный интеллигент с детства «на ты» с боксом?

Позднее, когда его спрашивали, подвергался ли он притеснениям на почве антисемитизма, он неизменно отвечал: «Разве я похож на человека, которого можно притеснять?»

Его также часто спрашивают, не стал ли фильм пророческим, ведь четверть века спустя актер сам женился на француженке. Эту историю до сих пор усиленно раскручивают бульварные СМИ.

- Я верю в то, что роли не приходят сами по себе, роли приходят или за что-то, или на определенном этапе твоей жизни они как-то меняют твою судьбу, – сказал актер в одном из интервью.

Я думаю, что роли и есть актерская судьба. То, что будут помнить люди, когда бытовые происшествия и перипетии семейной жизни актера забудутся и сотрутся.

- Кто-то из великих сказал, что человек тогда взрослеет, когда расстается со своими иллюзиями. Но я, по счастью, не со всеми своими иллюзиями расстался, и иногда на небо я смотрю, только это вселяет в меня надежду, – говорит герой Костолевского в фильме «Звезда пленительного счастья».

Должно быть, сам актер в душе так и остался романтическим юношей. Говорят, не так давно он отказался от заманчивого предложения из Голливуда ради спектакля «Враг народа» в постановке Никиты Кобелева.

В театре он играет Ивана Карамазова, Подколесина в «Женитьбе», Плюшкина в «Мертвых душах». Снимается в сериале Владимира Хотиненко «Бесы» по Достоевскому. Бурная творческая жизнь, какая не под силу многим юношам.

И каждый день – самокопания и творческие муки. Потому что даже в 70 лет, при всех своих регалиях, Костолевский не готов почивать на лаврах. Актерская профессия – это путь длиной в жизнь. И так важно, чтобы эта жизнь была долгой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter