Последние вести из космоса

Звездное притяжение

Историческим моментом назвали проходящий в Минске XXXI Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов. И дело не только в том, что в Беларусь со всего мира прибыли настоящие звезды, — это еще и признание наших заслуг в формировании собственной космической отрасли. Глава ассоциации американская астронавтка Бонни Данбар призналась, что впечатлена увиденным, в том числе спутниками, системой дистанционного зондирования Земли, беспилотными летательными аппаратами белорусской разработки.

Первые дни форума прошли в обсуждениях отчетов о последних полетах. Самые свежие новости из космоса представил российский космонавт Антон Шкаплеров, вернувшийся с МКС всего пару месяцев назад. Он был командиром экипажа корабля «Союз МС–07», доставившего троих участников экспедиции 54/55 на орбиту, и руководителем миссии № 55. Полет совершил вместе с американским астронавтом Скоттом Тинглом и японским Норишиге Канаи, которого на борту МКС дружески зовут Нимо.

— Экипаж был сформирован в таком составе всего за 3 месяца до старта. Это был мой третий полет, а для коллег — первый.

Подготовка шла по транспортному пилотируемому кораблю «Союз МС–07», процессам стыковки и расстыковки, нештатным ситуациям, работе на российском сегменте МКС — в том числе по действиям при разгерметизации, пожаре и прочим форс–мажорам. Готовились и к проведению научных экспериментов, которых в итоге было сделано более 40, и к выходу в открытый космос. Кстати, именно во время 55–й экспедиции был поставлен российский рекорд по продолжительности пребывания в нем — 8 часов 12 минут. Антон Шкаплеров признался:

— Мы на него специально не шли. Выход планировался на 6,5 часа. Нужно было поменять один электронный блок на российской спутниковой антенне, которая была запущена еще с одним из первых наших модулей. Сейчас появились новые спутники, и нужно было доставить оборудование для них. Сложность была в том, что изначально вообще не предполагалось, что когда–то этот блок надо будет менять. Еще на Земле было много тренировок, придуманы новые специфические инструменты. Пришлось откручивать много винтов. Но после того как мы с Александром Мисуркиным, командиром 54–й экспедиции, закончили работу и начали устанавливать антенну в рабочее положение, она зацепилась за станцию. Так ее нельзя было оставлять, она перекрывала стыковочный узел российского сегмента МКС. А через день должен был прибыть грузовой корабль «Прогресс». Буквально вручную мы решили эту проблему, попутно поставив рекорд по работе в открытом космосе — в том числе для российских скафандров.

Пробыв на орбите 168 суток (сегодня это обычная длительность полета), 3 июня экипаж вернулся на Землю. Еще на высоте 5 км их обнаружили поисковые самолеты...

Бонни Данбар, 5 раз побывавшая в космосе, рассказала, что всего в истории НАСА — около 50 женщин–астронавтов. В СССР и России этот список пока состоит из четырех имен. Почему так немного — мы расспросили первую женщину в мире, вышедшую в открытый космос, Светлану Савицкую, которая также участвует в конгрессе.

— У американцев был «Спейс Шаттл», где одновременно по 7 человек летали, и у них была возможность предоставить места и мужчинам, и женщинам. У них стало гораздо больше астронавтов, женщины летали каждый раз, вот и набралось 50. У нас корабль на три человека, и то мы периодически берем с собой иностранцев... Ну и, конечно, после первого полета долго говорили: «Не женское это дело». Сторонников этой точки зрения сейчас все меньше.

— Вы должны были быть командиром первого полета полностью женского экипажа, но он так и не состоялся. По каким причинам?

— Фильм «Салют–7» смотрели? Со станцией были проблемы. Мы должны были сначала лететь туда. Потом экспедиция прервалась из–за здоровья одного из участников, полет перенесся в необозримое будущее.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.