Звездная кабала

Какую роль отводят космической России после 2010 года?Недавно в России отметили очередной космический юбилей – 50-летие запуска первого искусственного спутника Земли. С телеэкрана и трибун торжественных собраний лился поток оптимизма с привкусом ретро.

Когда-то и мы были первыми
Запуск спутника называли вехой в истории человечества, за которой последовали многие другие достижения. Полет Гагарина. Первая в мире автоматическая станция, совершившая посадку на Луне и взявшая пробы грунта. Именно мы, наша страна, подчеркивали ораторы, были первыми – и в пилотируемой, и в беспилотной космонавтике. Все эти победы и сейчас имеют колоссальное значение. Они – национальный капитал России.  Как говорится, эти бы слова да Богу в уши.
За всей бравурно-ностальгической волной практически ни слова не было сказано о тех тяжелейших проблемах, которыми сегодня «болеет» наша космонавтика. Особенно  пилотируемая. Понятно: люди не хотели портить себе праздник. Хотя и в будни об этих недугах говорится очень мало, тем более на публике. Наверное, считается, что в неведении народу будет легче жить, оглядываясь только в прошлое.
Да, когда-то мы были первыми. Но кто мы сегодня? И на какое место отодвинемся завтра в ряду космических стран? Ведь многим на Западе совершенно не нужна Россия как один из лидеров в космосе. Там, в перспективе, ей отводят в лучшем случае роль игрока второго плана. Соисполнителя в чужих звездных проектах.  Вдвойне досадно, что мы не  только соглашаемся с такой  трактовкой ситуации, но и сами же подыгрываем своим «партнерам», добровольно подставляя свою шею под их хомут.  
Пример – Международная космическая станция. Пресловутая МКС, ради участия в которой мы утопили свой «Мир». А что получили взамен? По большому счету – ниче-го. Кроме опыта международной кооперации, да и та получились слишком уж однобокая: мы гораздо больше отдали своего, чем взяли сами. А с точки зрения орбитальной техники наши дивиденды вообще равны практически нулю. Все технические решения, которые применяются сегодня на МКС, нами опробованы давным-давно – еще на «Мире».

Кто командует парадом
Когда МКС еще только создавалась, наши специалисты долго спорили с американцами о том, чей центр управления полетами будет главным в критической ситуации. Наш –
в Звездном городке, или их – в Хьюстоне?
В конце концов решили поделить обязанности пополам: две недели станцию ведут на орбите американцы, две – мы. Но после первых своих двух недель американцы сдались: в критических ситуациях всегда будет командовать Звездный городок.
Конечно, приятно, что заокеанские партнеры признали наше превосходство. С другой стороны, если вдуматься, то они таким хитрым макаром великодушно переложили на нас весь груз ответственности за МКС в случае какого-нибудь ЧП на орбите.
Кстати, не исключено, что в будущем России и так, без всяких ЧП, в одиночку придется нянчиться с МКС и таскать на нее грузы и экипажи. Перспектива незавидная, но вполне для нас реальная.
Дело в том, что обязанности всех стран, участвующих в МКС, регламентированы соответствующим договором, где все детально расписано по годам: когда, чего и сколько каждая конкретная страна осуществляет в рамках общего проекта. Так вот, по этому договору, за американцами  числится еще 13 запусков их шаттлов. С 2010 года они (опять же по договору) прекращают посылать свои корабли к МКС.
Вопрос: что будет потом, после 2010 года? Для России он уже сейчас ужасно актуален. Единственная надежда на Европу. Наши космические «генералы», по их словам, буквально молятся, чтобы старт первого европейского грузовика, намеченный на конец этого года, оказался удачным.  Если проект европейцев, не дай Бог, застопорится или вообще сорвется, то после 2010 года мы останемся с МКС один на один. И тогда Россия в одиночку будет строить и направлять к станции пилотируемые аппараты с международными экипажами и грузовые корабли со всем необходимым снаряжением. Иными словами, будет полностью обеспечивать жизнедеятельность станции. По сути, мы попадем в тяжелейшую кабалу, из которой неизвестно, когда выберемся. И в какую бюджетную копейку она нам в итоге влетит.

Хотите жить – гоните доллары
Впрочем, у нас и сегодня хватает проблем на МКС. Например, с электричеством. А без него ни о какой жизни на орбите речь вообще идти не может.
В каждом сегменте на станции свои энергетические мощности. У американцев – свои. У нас – свои, но они значительно ниже американских. У них сегодня это 20 кВТ, у нас – всего лишь 5 кВТ. Как признают специалисты, по всем приемлемым расчетам, в орбитальных условиях нашего объема энергии достаточно только на то, чтобы обеспечивать жизнеспособность российского экипажа. Грубо говоря: чтобы космонавты могли принять пищу, а затем избавиться от  продуктов ее переработки в организме. Но при этом наши ребята находят еще возможность проводить научные эксперименты. Интересно было бы узнать, за счет чего они умудряются экономить электроэнергию для работы приборов.
И поблажек здесь мы не дождемся. Один наш экипаж как-то обратился к американским коллегам за помощью, те ответили очень просто: «Вам нужно электричество –  платите: 2 тысячи долларов за киловатт/час».
К сожалению, подобная энергодискриминация сохранится и в будущем. К 2010 году американцы увеличат свои энергомощности на МКС до 100 кВТ. На российском сегменте к тому времени эта цифра в лучшем случае достигнет отметки всего лишь 16 кВТ.
Многие наши космические «дыры» имеют вполне земное происхождение. Они вызваны в первую очередь недостатком бюджетных ассигнований на звездную отрасль. По оценкам экспертов, сегодня этот дефицит составляет порядка 130 миллиардов рублей. Отсюда и все остальные «болячки».
     
Вызов брошен
По мнению специалистов, главные наши проблемы – это длительность разработки космических систем и их высокая себестоимость.
– Мы проектируем космическую технику на базе технологий 80-х годов. Это – страшно! – признался на днях генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота. – Не хочется в этом признаваться, но, по сути,  мы не имеем современных технологий постройки перспективной космической техники, которая должна будет летать в следующие 20—30—40 лет. Сколько времени у нас еще есть, чтобы переломить ситуацию? Думаю, не более 2—3 лет. Прежде всего нужны ресурсы, чтобы создать самим или закупить необходимую технологическую базу. Именно это позволит России сохранить позиции лидера в звездной области. 
Зато наши заокеанские друзья денег на космос не жалеют. При этом в космическом бюджете США лишь 7 процентов расходов занимает межпланетная тематика  –  Марс, Луна, Венера и прочая туманная экзотика. Все остальное там брошено на достижение тотального превосходства в околоземном пространстве. Недавно на совещании в Пентагоне Джордж Буш предупредил: в битве за звезды США не будут считаться даже с интересами своих союзников по НАТО. С интересами России и подавно. Ведь космос – это не только наука. Сегодня это ключевой инструмент обеспечения безопасности государства и достижения национальных интересов в любой точке земного шара. Не зря же говорится: кто владеет космосом, тот владеет миром.
В общем, вызов брошен. Хватит ли у России сил и возможностей дать на него равнозначный ответ? Или мы и дальше будем оправдывать все и вся  нехваткой денежных средств? При нынешних мировых ценах на нефть такой аргумент звучит явно неубедительно.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter