Зверский вирус

За месяц в Беларуси поймали 84 бешеных животных
Вот–вот подведут итоги теста–опроса среди учащихся школ и техникумов «Что ты знаешь о бешенстве?». На этот и другие неординарные шаги в борьбе с инфекцией, знакомой человечеству 4 тысячелетия, медики пошли не от хорошей жизни, памятуя уроки прошлого года.

Тогда, напомним, больных животных на территории страны обнаружили втрое больше, чем в 2005–м. Впрочем, 1.628 бешеных лис, енотовидных собак, волков, лошадей, коров, собак и кошек (а вообще, «резервуаром» инфекции служат все теплокровные) — только вершина айсберга. Сколько еще бродило по лесам? Сколько тихо пало, так и не попав в поле зрения ветеринарных служб? Прошлым летом в Минской инфекционной больнице от бешенства скончалась 42–летняя женщина. Ситуация классическая: ее покусала своя, считайте, домашняя кошка. Осерчав, хозяйка попросила соседа ее пристрелить, потом закопала в огороде. К медикам же обратилась слишком поздно... «Спасения от бешенства нет, — предупреждает Наталья Минина, заведующая отделением особо опасных инфекций Минского центра гигиены и эпидемиологии. — Думаю, тот, кто изобретет от него лекарство, получит Нобелевскую премию. Страдания больных ужасны: они не могут выпить ни глотка воды, не могут съесть ни кусочка хлеба. Увидев впервые эту картину, Антон Чехов написал, что возненавидел всех «собачников» в мире». Хотя катастрофа развивается молниеносно — в течение 4 — 5 дней, свой путь в человеческом организме фатальная инфекция прокладывает неделями, месяцами, годами. Так что шанс ее остановить есть. За последние две недели инстинкт самосохранения спас в Минске уже нескольких человек. Опять кошки, опять домашние: хозяева свозили их на дачу — и вот, пожалуйста, проходят сегодня курс антирабических прививок. Всего за первый квартал к эпидемиологам обратились уже 753 минчанина, пострадавшие от животных. Цапнула бродячая собака. Поцарапал барсук. Погладил белочку. А то и вовсе сгубила жадность охотника. «Видит человек: сидит посередине дороги лиса. Самое хитрое животное! Охотнику бы задуматься: с чего бы это? Нет, первая мысль: какой прекрасный получится воротник!» — сетует Наталья Минина. Однако цифры пока ни о чем не говорят: «сезон бешенства» только начинается. Открываются детские загородные лагеря, торопятся на свои грядки дачники, развеселые компании — на шашлыки. Что для нас «ура!», для знающих ситуацию эпидемиологов — головная боль...

Преподнесет ли неприятные сюрпризы год нынешний? Вопрос для 167 стран мира, в том числе для всей Европы. За исключением, быть может, Чехии и Румынии, которые бросили на борьбу с бешенством все силы и почти полностью очистили от него свои территории. Но что значит «очистили»? Лисицы и енотовидные собаки границ не признают... К новому сезону в Беларуси тоже активно готовились, по пунктам, согласно комплексному плану по профилактике бешенства, принятому полгода назад. Ведь фатальная инфекция наступает на нас и из Прибалтики, и из Польши, России, Украины. Поэтому впервые принято решение воевать с бешенством сообща, вместе со всеми сопредельными странами, а профилактические мероприятия проводить в стокилометровой зоне по обе стороны от границ. Институту экспериментальной ветеринарии им. С.Вышелесского поручено создавать антирабические вакцины для диких животных. Дважды в год, весной и осенью, начиненные специальными препаратами приманки — скажем, куриные головы — будут разбрасываться по лесам. Такая вот профилактика «с доставкой в нору». Впервые решено также прививать от бешенства лиц из группы риска — ветеринаров, работников коммунальной службы по отлову животных, дворников. Превентивно, а не постфактум, как обычно. В Минске, к примеру, привили уже более 20 человек. У обычных любителей дикой природы риск «негативного контакта» много меньше, поэтому, по мнению медиков, нам достаточно держать ухо востро и решать проблемы по мере их возникновения. Тем более что вирус сегодня душат на корню не при помощи пресловутых 40 уколов в живот, как во времена Пастера, а 6 инъекциями в плечо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter