Ежегодно на наших трассах происходят десятки дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Чаще всего — при встрече с “мелочью” типа лисы, зайца или стаи куропаток — водители отделываются испугом, а машины — побитым бампером или отлетевшим пластиковым декором. Как правило, в этих случаях даже ГАИ никто не тревожит –времени на “разбор” придется потратить немало. Но бывает, что встреча с лесным гостем оказывается фатальной.
Если не для водителя и пассажиров, то для транспортного средства. Кто виноват, что делать можно, а чего — нельзя?
Вообще, рассказывают специалисты Минприроды, на проблему “диких” ДТП в нашей стране начали обращать внимание лишь в последние полтора десятка лет. В частности, исследования по сезонным повадкам животных начались в 2005 году. Тогда же появились первые топографические карты с наложенными на них миграционными путями зверей. Впоследствии эти данные стали включать в обязательные экологические оценки строительства и реконструкции дорог. Водители результаты новшеств наверняка замечали: на отдельных участках трасс стали появляться знаки “Дикие животные” с характерным силуэтом оленя, обочины затягивались сетками. Но инстинкты животных от этого слабее не стали.
Немного хроники из “автомобильной” жизни животных. Летом случаи столкновения с дикими зверями были единичные. А вот с осени началось. В начале октября пошлого года на трассе М1 в Кобринском районе столкнулись 4 машины — грузовик, микроавтобус и две легковушки. В больницу были доставлены 3 человека. А случилось вот что: водитель микроавтобуса сбил вышедшего на дорогу лося, остановился. Следом перед тушей павшего зверя притормозил еще один водитель. Остальные не успели.
Первые числа ноября. На столичной МКАД-2 в свете фар “Фольксвагена” появились две тени. Скорость машины была приличная, разминуться с одним из лосей не получилось.
Наступил декабрь. Опять М1, но уже Барановичский район. “Какая страшная авария! — описывали увиденное очевидцы. — Старая “А4” сбила сразу двух лосей. Один — на асфальте, второй — на машине. От авто реально мало что осталось. Крышу сложило гармошкой аж до задних дверей”. Женщина-водитель была доставлена в реанимацию.
Первый день нового года — опять ДТП. На этот раз на автодороге Гродно — Озеры под машину (учитывая габариты зверя, лучше сказать — на машину) попал зубр. Передок авто — всмятку, животное встало и попыталось уйти, но было тут же “подхвачено” еще одной легковушкой, водителя которой в результате госпитализировали.
Не прошло и недели, как в страшном ДТП погиб известный предприниматель Евгений Новоселецкий. Инспектор отделения по агитации и пропаганде управления ГАИ Миноблисполкома Сергей Чеботарев вспоминает подробности: “Двигаясь по 58-му километру трассы Р58 Минск — Калачи — Мядель водитель “Ситроена” ударил выскочившего перед машиной лося, выехал на полосу встречного движения и столкнулся со “Шкодой” бизнесмена”.
А буквально через день — снова лоси и резонансная авария. На трассе Минск — Могилев в Червенском районе звери метнулись на дорогу прямо перед колонной из 9 автобусов с детьми. Водители были вынуждены экстренно тормозить. Два автобуса столкнулись, пострадали две девочки.
11 января — новое пополнение дикой в прямом и переносном смысле статистики. Лось попытался перемахнуть вечернюю трассу Витебск — Полоцк возле агрогородка Кировская Витебского района. Где и был сбит “Рено”. Последствия более или менее стандартные — машина разбита, животное погибло, пассажирка в больнице с серьезными травмами.
Что же делать, если неприятность все же случилась? Сергей Чеботарев констатирует, что, к сожалению, столкновение с животным для автомобилиста чревато серьезными неприятностями. Во-первых, придется заниматься ремонтом машины. Причем страховые выплаты в большинстве случаев владельцу машины не светят. Исключение — если транспортное средство поставлено на КАСКО, то есть машина относительно “свежая” — моложе 10 лет. Сколько таких в процентном соотношении ездит по нашим дорогам и попадает в “дикие” ДТП? Немного. Подавляющее большинство автомобилистов остаются в прямом и переносном смысле у разбитого корыта.
— Если кто-то из участников ДТП (людей) получил травмы серьезнее средних или вообще погиб, автоматически возбуждается уголовное дело, — предупреждает Сергей Чеботарев. — В дальнейшем степень вины водителя будет оценивать следователь.
Что гласит закон? Для попавшего в беду водителя предусмотрена краткая, но четкая инструкция, напоминает инспектор отделения по агитации и пропаганде. Нужно остановиться, включить сигналы аварийной остановки, а также поставить за машиной соответствующий “треугольник”. Затем вызвать ГАИ. Также правила предписывают звонок охотпользователю, но здесь могут помочь сотрудники Госавтоинспекции — сами оповестят арендатора местных охотничьих угодий. Что дальше? Вопреки расхожему мнению, водитель не всегда оказывается виноватым в аварии:
— В ряде случаев по связанным с наездом на дикое животное административным делам нарушений со стороны человека нет. Причина логична: действия испуганного лося или дикого кабана нельзя предвидеть, — поясняет Сергей Чеботарев. — Причем, даже если столкновение произошло в зоне действия знака “Дикие животные”, это не будет отягчающим обстоятельством. Знак-то носит лишь предупреждающий характер. Намного больший вес будет иметь информация о скорости передвижения транспортного средства (возможно, было существенное превышение) или, например, состоянии водителя (вдруг он был пьян?).
А вот уезжать на покореженной машине без вызова ГАИ нельзя. По букве закона это считается оставлением места ДТП и грозит серьезными наказаниями — от большого штрафа до лишения прав на 2 года.
ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС
Этой зимой на столичной улице Кижеватова автобус сбил косулю (как животное оказалось в черте города, здесь не важно). “Трофей” решил подобрать проезжающий мимо водитель “ГАЗа”, тем самым нарушив статьи сразу двух кодексов — административного (Нарушение требований законодательства об охране и использовании животного мира) и уголовного (Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных). “Газовода” нашли. И возбудили уголовное дело. Но в то же время далеко не все осознают, что под своеобразной защитой закона находятся не только крупные копытные животные — зубр, лось, олень, косуля, — но и мелочь. В нашу редакцию не раз приходили письма: читатель, например, увидел, как идущая впереди машина “скосила” стаю куропаток. Можно ли их собрать? Или — кто-то нечаянно подбил зайца: можно ли увезти трофей с собой? Вот что ответили в Госинспекции охраны животного и растительного мира. Ответственность предусмотрена за незаконную перевозку всех животных. Вопрос лишь в том, какая она будет — административная или уголовная? Здесь решающий фактор — величина нанесенного природе ущерба. Если сумма более 100 базовых величин (2550 рублей) — однозначно ч. 2 ст. 281-1 Уголовного кодекса. Для справки: ущерб за лося или оленя — 300 базовых, косуля и дикий кабан “тянут” на 120, енотовидная собака и лиса — на 35, а заяц — на 20 базовых величин. И в любом случае придется заплатить штраф — от 20 до 50 базовых величин. Считайте сами.
muravsky@sb.by
Что делать, если сбили на дороге лося
Зверские аварии
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.