Чтобы поймать подозреваемых с поличным, одна из намеченных ими жертв выполнила роль «живца»

Звери в овечьей шкуре

Недавно Могилевский областной суд вынес приговор организованной группе, члены которой настолько рьяно стремились к обогащению, что не остановились и перед убийствами. Их жертвами стали как минимум шесть человек. Фигуранты, в числе которых одна дама, предпринимали всяческие меры безопасности и тщательно конспирировались, однако перехитрить сыщиков все равно не сумели.

Охотники за квартирами

В 2009 году с заявлением об исчезновении в милицию обратились родственники жительницы Могилева. Оказалось, женщина чрезмерно выпивала и сожительствовала с мужчиной, который полностью разделял ее интересы.

Однако расспросить сожителя не получилось — он тоже как сквозь землю провалился. А в принадлежавшей ему трехкомнатной квартире проживали совсем другие люди — Игорь Гершанков и его будущая супруга Татьяна. Так в поле зрения оперативников попала эта парочка.

Сказать, что попала впервые, было бы неверно: Гершанков уже имел судимость за незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с недвижимостью. Еще тогда он находил асоциальных личностей, владеющих квартирами, но обремененных долгами, и помогал им расстаться с жильем под предлогом переселения в квартирку поменьше или домик в деревне.  

Игорь и Таня сказали, что подыскивали жилье для себя и таким образом вышли на сожителей. Они помогли хозяину погасить долг по коммунальным услугам и рассчитаться с прочими заимодавцами, за что получили значительную скидку при покупке квартиры. Забрав деньги, пьющая парочка куда-то уехала. В свои планы они покупателей не посвящали.

Некоторые тела подзахоранивали в старые погребения

— Уже тогда мы предполагали, что эти люди могут быть причастны к исчезновению сожителей, однако доказательств у нас не было, — констатирует Александр Муха, заместитель начальника криминальной милиции УВД Могилевского облисполкома.

Впрочем, активное участие в чужих сделках с недвижимостью супругам даром не прошло — обоих осудили за мошенничество.

Кандидаты на исчезновение

Игорь и Татьяна оказались на свободе в августе 2013 года. Вскоре после этого в Могилеве снова пропали люди. Это были мужчина и женщина, даже не знакомые между собой. Однако в их исчезновении прослеживалось поразительное сходство: у обоих внезапно появились сотовые телефоны, оба выписались в одну из деревень Минского района, после чего продали квартиры и пропали. Оперативники отправились по месту новой регистрации экс-могилевчан, но нашли там лишь человека, который оказывал соответствующие услуги.

— Владелец дома вспомнил, что с просьбой о регистрации ему звонили какие-то посредники, — продолжает Александр Иванович. — Он согласился нам помочь. И в феврале 2015 года сообщил: дескать, срочно нужно прописать еще двоих человек…

Оперативники установили очередных кандидатов на исчезновение. Это были жители Могилева, два родных брата Р. Когда их привезли под Минск для регистрации, хозяин дома умудрился записать номера автомобиля. Правда, имя владельца ничего сыщикам не сказало, но они предположили, что управлять им могли другие люди.


— Чтобы удостовериться в этом, пришлось пойти на хитрость. Мы знали, в какой день гости из Могилева приедут вновь, и выставили наряд ГАИ в районе Белыничей. Известную «Тойоту» остановили и проверили документы. Управлял машиной некто Бережной. А фамилия его пассажира оказалась Гершанков…

Подступиться к подозреваемым было необычайно сложно. Они соблюдали тщательные меры конспирации. Представлялись вымышленными именами, не показывались на глаза покупателям, а если приходилось, использовали очки и парики. Для связи покупались два телефона, сим-карты которых регистрировались на имя будущей жертвы. Ей оставляли один аппарат, себе забирали второй. После завершения операции оба мобильника уничтожались, как и все документы убитых.

Братьев Р. практически не выпускали из дома, тем более что младший из них не мог передвигаться. Выпивку и продукты доставляли прямо в квартиру. Тем не менее оперативники сумели встретиться со старшим братом и объяснить ему опасность предстоящей сделки. Александр Иванович не скрывает, что восхищается мужчиной, который нашел в себе храбрость пойти до конца:

— Риск был очень большой! Но человек доверился нашему опыту.

Задержание

Операция вступила в решающую фазу 22 марта 2015 года, когда Бережной нашел покупателей на квартиру братьев. Через четыре дня сделку планировали оформить в нотариальной конторе. К этому времени уже была выкопана могила в лесу, в районе деревни Кадино, а в машине лежали веревка и лопата.

Для поимки преступников сотрудники уголовного розыска подготовили и провели спецоперацию с участием ГАИ и ОМОНа. Они видели, как с 37 тысячами долларов в кармане старший из братьев вышел из конторы. Его уже поджидали: Бережной сидел за рулем, Гершанков — сзади. Они радостно приветствовали жертву и предложили тут же, не откладывая, выехать на пикник, чтобы «замочить» удачную сделку.

По крайней мере две жертвы были похоронены заживо.

На пути за город машину попытались остановить сотрудники ГАИ. Почуяв неладное, Бережной не подчинился их требованиям и нажал на газ. В результате погони машину удалось загнать в гаражный массив, а там беглецов «повязали» омоновцы.

Спустя несколько дней оба подельника заговорили. Тогда и выяснилось, что они успели погубить четверых человек. Оперативники не знали еще о двух несчастных, поскольку их выписали в другое место. Контролировать же передвижения всех любителей выпить, владеющих квартирами, нет никакой возможности. Зачастую о них не осведомлены даже родственники… Тела трех мужчин и женщины обнаружили закопанными на территории Чаусского и Могилевского районов — там, где указал Семен Бережной, торговец сантехникой, который постоянно нуждался в деньгах и из-за жадности ввязался в крайне нехорошее предприятие.  

Когда душегубы стали показывать, где хоронили тела обманутых ими людей, нашлись и останки сожителей, пропавших в 2009 году. Оказалось, этих двоих предали земле в гробах, с венками и крестами. Впрочем, вовсе не из желания почтить память несчастных, а исключительно для конспирации. Одна история, когда сотрудники ГАИ, случайно остановившие машину, видят в ней тело спеленатого скотчем человека, и совсем другая — когда безутешные парни везут в гробу, накрытом венками, тело любимой безвременно усопшей тетушки… Убивать  Гершанкову помогал его старый знакомый Борис Колесников.  Однако позже его отправили в тюрьму за очередное преступление, и тогда на роль палача взяли Бережного.

Затем «черные риелторы» перестали тратить лишнее. Жертв они опаивали клофелином и фенобарбиталом на месте, после чего связывали веревками, обматывали скотчем и закапывали, не слишком интересуясь, дышат они или уже нет. Экспертиза показала, что по крайней мере двое были похоронены заживо. В качестве орудий убийств использовались также биты и веревка. Чтобы не слишком напрягаться, копая могилу, некоторых жертв подзахоранивали в старые погребения. Так, тело одного из мужчин извлекли из могилы дедушки, похороненного аж в 1927 году.

Изощренная постановка

А что же Татьяна Гершанкова? Нет сомнений, что она принимала активное участие во всех «мероприятиях» группы, даже будучи на поздних сроках беременности, выезжала на место, где расправлялись с жертвами. Более того, некоторые оперативники полагают, что именно эта хрупкая молодая женщина являлась мозговым центром организованной группы и автором многоходовых комбинаций по завладению чужими деньгами. О них знает Александр Романов, государственный обвинитель по уголовному делу, старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области:

— Сначала к намеченным жертвам приходил «судебный исполнитель», угрожавший их выселить, роль которого исполнял Бережной. Затем являлась милая чета, которая уговаривала продать квартиру им, обещая взамен подыскать другую.

Чтобы убедить в искренности и серьезности своих намерений, покупатели помогали погасить долг за квартиру, привозили спиртное и продукты, показывали симпатичную однушку, как правило, арендованную на сутки, обещали помочь с работой…

Когда продавец и покупатели становились практически друзьями, Гершанковы с прискорбием сообщали, что обстоятельства изменились и они уже не могут купить квартиру. Но и не оставят человека, загоревшегося переселением: помогут ему найти других покупателей, ну а он, конечно, как человек порядочный, после продажи вернет им деньги, потраченные на оплату его коммунальных долгов…

Так ловушка захлопывалась. Супруги оказывались в стороне от сделки с недвижимостью, не фигурируя ни в каких документах, а встреча сразу после посещения нотариуса казалась совершенно логичной. Только вот после нее никто не вернулся…

Итог истории известен: Игоря Гершанкова и Семена Бережного приговорили к смертной казни, Татьяна проведет в неволе 24 года, а Борис Колесников — 22 года и один месяц. Приговор пока не вступил в законную силу.

nevmer@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter