Звенья одной цепи

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ

Современная экономика — это экономика крупных и сверхкрупных корпораций, но и малому бизнесу в ней есть место

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ

За двадцать с лишним лет рыночных преобразований в странах бывшего СССР весьма непросто припомнить хотя бы один случай, когда на Западе были бы всерьез озабочены развитием и поддержкой наших крупных производственных предприятий, особенно работающих в сфере высоких, наукоемких технологий. Исключение составляют разве что традиционные энергетические компании, поскольку они, по замыслу наших западных коллег, в перспективе должны принять активное участие в решении обостряющихся энергетических проблем технологически развитых стран.

Зато по-отечески теплой, прямо-таки трогательной, заботы о белорусском, украинском, российском малом и среднем бизнесе с их стороны — хоть отбавляй! Например, запущенная в мае 2009 года инициатива “Восточное партнерство”, предусматривающая сближение с Евросоюзом шести стран бывшего СССР, включая и нашу Беларусь, активно побуждает нас расширять “возможности для малых и средних предприятий”. И, разумеется, заниматься развитием все той же энергетики!

Аналогичным образом связанные кредиты международных финансовых организаций, например Всемирного банка, активно стимулируют в развивающихся и переходных странах-кредитополучателях структурные реформы в пользу частного, главным образом, малого и среднего бизнеса. О развитии же отечественных крупных, а значит, глобально конкурентоспособных предприятий, понятное дело, речи не идет! Более того, страны бывшего СССР методично подталкивают к реструктуризации-разукрупнению таких компаний через приватизацию объектов единого народнохозяйственного комплекса, а значит, его дезинтеграцию.

Так все-таки в чем же причина столь ярко выраженной любви наших зарубежных партнеров к отечественному малому и среднему бизнесу? Неужели ими движет искренняя забота о развитии своих потенциальных конкурентов? Ответ на этот вопрос можно найти, проанализировав процессы концентрации капиталов и прибыли в технологически развитых странах.

Например, в экономике США, Германии, Франции, Японии и других лидирующих держав за последние полвека стремительно укрепились позиции крупных, с уставным капиталом более одного миллиарда долларов, корпораций.  В частности, если в 1970 году на долю таких компаний в США приходилось почти 52 процента совокупной прибыли, то к 2005 году этот показатель уже превысил 86 процентов. И соответственно наоборот, доля в совокупной прибыли малого, с капиталом до 10 миллионов долларов, бизнеса за тот же период уменьшилась с 10 до едва заметных 4 процентов. По приведенным данным нетрудно подсчитать и снижение за то же время доли в совокупной прибыли среднего бизнеса — с 38 до скромных 10 процентов.

В результате сегодня 500 крупнейших западных корпораций контролируют 76 процентов мирового рынка машиностроительной продукции, 80 процентов продаж электроники и химии, 95 процентов фармацевтического рынка. Иными словами, современная экономика — это экономика крупных и сверхкрупных корпораций, а отнюдь не малых и средних предприятий!

Более того, по прогнозам специалистов, в условиях грядущей глобализации  установится тотальное господство около 300 крупнейших транснациональных корпораций, которые будут создавать 75 процентов валового продукта мира.

Разумеется, в подобных условиях безраздельного доминирования крупных и сверхкрупных корпораций роль малого и среднего бизнеса сведется к выполнению по их заказам отдельных работ, главным образом, связанных с распространением их продукции на территориях национальных государств. Отсюда становится вполне понятным стремление западных держав всячески стимулировать наш малый и средний бизнес и в то же самое время затормозить развитие (а в идеале разрушить) наших крупных предприятий, способных оказать достойную конкуренцию западным корпорациям. Увы, без крупных отечественных компаний малый и средний бизнес обречен стать всего лишь маркетинговым сбытовым звеном западных мегафирм, заинтересованных в сбыте своей продукции на нашей территории.

К счастью, в Беларуси видят и осознают указанные тенденции развития мировой экономики. Поэтому, с одной стороны, в нашей стране традиционно уделяется пристальное внимание стимулированию малого и среднего предпринимательства. В частности, Постановление Совмина № 241 от 30 марта 2013 года “О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь” предписывает, что с 2013 по 2015 год доля малого и среднего бизнеса в валовом продукте областей должна возрасти с 20 до 30 процентов, Минска — с 49,9 до 62,2 процента. А с другой стороны, необходимо активно развивать и крупные отечественные корпорации. Только в такой гармоничной связке видятся дальнейшие перспективы развития белорусской экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter