Звенья и цепь

Российские электронные СМИ уже назвали фамилии виновников трагедии, случившейся в Минске 11 апреля...

Российские электронные СМИ уже назвали фамилии виновников трагедии, случившейся в Минске 11 апреля. Их, ссылаясь один на другого, уже цитируют отдельные белорусские сайты.


В Генеральной прокуратуре, куда корреспондент «СБ» обратился с вопросом относительно достоверности этих сведений, не стали их комментировать. Более того, настаивают, чтобы газета не называла имен. Воздержимся от голословных утверждений, будто обнародованы настоящие имена террористов. Тем более что в Центре информации и общественных связей КГБ заявили: оглашение фамилий предполагаемых преступников может создать дополнительную угрозу жизни и здоровью граждан Беларуси.


Беларусь — не первая страна, которая пострадала от террористического акта. Достаточно вспомнить взрывы в Лондоне (в автобусах и метро), Москве (в жилых домах, метро, аэропорту), Испании (в поездах и аэропорту)... Сказано, конечно, не в утешение — для понимания. Расследование этих терактов занимало месяцы и годы, хотя его вели лучшие профессионалы. Имевшие, к несчастью, гораздо больший опыт в подобных делах, нежели тот, которым располагали наши специалисты.


Поэтому ответы на все вопросы, касающиеся взрыва в Минском метро, мы получим, возможно, не так быстро, как нам бы хотелось. Хотя надо признать: достоверных фактов, уже известных общественности, достаточно много. Напомним, что в конце прошлой недели Генеральный прокурор Григорий Василевич выразил надежду, что следствие закончит работу в течение двух месяцев.


Сообщая журналистам о ходе расследования, Г.Василевич назвал цифры, которые прежде не предавались огласке. Они касаются взрыва в ночь на 4 июля 2008 года вблизи стелы на проспекте Победителей и дают представление о том, какой объем работы предстоит сейчас.


Так вот, в ходе расследования уголовного дела было опрошено более 117 тысяч (!) человек. Проверено более 80 тысяч абонентов мобильных операторов, которые в тот момент находились вблизи места взрыва.


854 человека допрошены в качестве свидетелей, 70 человек подверглись проверке на полиграфе. Проведено 509 обысков, назначено и исполнено 863 экспертизы, 75 осмотров на месте происшествия и 93 проверки показаний на месте. Кроме того, было направлено около 500  следственных поручений, включая 10 международных. В ходе расследования удалось раскрыть несколько десятков иных преступлений.


Почему же не удавалось найти виновника взрыва в ночь на 4 июля 2008 года? Генеральный прокурор заметил, что в ноябре минувшего года расследование дела было продлено до мая 2011 года: следователи уже подбирались к этому человеку. По словам Г.Василевича, за минувшее время дактилоскопирование прошли чуть более 2 миллионов человек. Хотя процедура имела под собой правовое обоснование, она была враждебно встречена некоторыми слоями общества. Кое–кто называл ее «покушением на права и свободы». Отчасти по этой причине она не стала всеобщей. Словом, в базе данных не было отпечатков того, кто взорвал метро 11 апреля. А если бы они там были, то, возможно, не появилось бы новых жертв.


К настоящему времени новых сведений, касающихся расследования преступления 11 апреля, Генеральная прокуратура не сообщает.


Заместитель начальника следственного управления Генпрокуратуры Максим Воронин подчеркнул, что следствие длится непрерывно. Подробности не сообщаются в целях сохранения его тайны. Допрашиваются знакомые подозреваемых, а также учителя, классные руководители и директора школ, в которых они учились; руководители предприятий, на которых они работали, и сослуживцы. Тем временем агентство «Интерфакс» процитировало начальника ЦИОС КГБ Александра Антонович, сказавшего, что «в ближайшее время, к моменту предъявления обвинения, все фамилии будут названы». Согласно УПК, обвинение должно быть предъявлено в 10-дневный срок.


Фото автора.

 

«Дьявол прячется в деталях»

 

«Есть вопрос»

 

«Светлая память»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter