А растущий стол мне купите?
HR-менеджер из Минска Ксения Русель регулярно сталкивается с соискателями в возрасте 16–28 лет. И вне зависимости от сферы у них много общего:– Если говорить о хорошем, у молодежи хватает свежих (порой даже слегка безумных) идей. Они не боятся привносить в работу новшества. Не мыслят догмами и не считают весомым аргументом фразу «в нашей фирме все так делают». Наоборот, любят выяснить: а почему так, почему нельзя по-другому? И часто оказывается, что по-другому на самом деле можно. Они на «ты» с техникой и технологиями, умело пользуются ИИ. На днях молодой сотрудник спросил меня: «Зачем ты делаешь это сама, если можешь поручить нейронке?» И действительно: зачем?
Благодаря всему этому зумеры уверенно чувствуют себя на позициях маркетологов, эсэмэмщиков, таргетологов, дизайнеров, перечисляет специалист:
– Наверное, если бы мне как HR-менеджеру пришлось выбирать между 22-летним маркетологом и его 35-летним коллегой, я бы предпочла первого.
Но особенностей со знаком минус тоже хватает. Прежде всего – завышенные требования к зарплате, замечает Ксения:
– Зумеры со старта хотят зарплату как у начальника – 3000, 4000 рублей – и искреннее недоумевают, почему им не могут платить столько же. Причем работать особенно усердно, чтобы достичь этих цифр, они не собираются. Как и осваивать дополнительные скилы. Хотя, конечно, все соискатели разные: на днях проводила собеседование с 23-летним парнем, который планирует поменять работу с августа. И он интересовался, какие навыки стоит подтянуть за оставшиеся месяцы, чтобы сразу влиться в работу. Причем было видно, что он настроен серьезно, а не просто хочет понравиться HR-менеджеру.
Кроме того, зумеры хотят для себя максимального комфорта:приходить когда удобно (а лучше сразу уйти на удаленку), иметь доступ ко всем возможным офисным плюшкам – от медстраховки до бесплатного кофе, рассказывает Ксения:
– Могут сразу поинтересоваться, а купят ли им умный стол с электроприводом, чтобы, устав работать сидя, они могли поднять его и продолжить трудиться стоя. Зарплата и плюшки – вот, пожалуй, два основных критерия для зумеров при выборе работы. Тогда как у миллениалов (тех, кто родился с 1981 по 1996) этот список гораздо шире: они всегда спрашивают о возможности карьерного роста, самой работе («а мне точно будет интересно?») и обязательно – об атмосфере в коллективе. А вот зумерам атмосфера не важна: они одиночки и заводить дружбу с коллегами не планируют.
Им проще уволиться, чем обсудить проблему
Еще одна отличительная черта – прыганье с работы на работу. На такую тенденцию обратила внимание министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, тактично назвав это «более низким порогом постоянства». И это действительно так, соглашается Ксения:– Зумеры часто работают отрезками по пять-девять месяцев – в профессиональной среде мы называем таких сотрудников кузнечиками.Причем они нередко увольняются без «объявления войны», одним днем. Почему так происходит? Во-первых, они не привыкли к трудностям и при столкновении с первой реальной проблемой предпочитают уйти. Видимо, предыдущее поколение слишком сильно пыталось оградить их от всех сложностей – и теперь приходится пожинать плоды. Кроме того, из-за гаджетов, которые присутствовали в их жизни с самого детства, у них плохо развиты коммуникативные навыки – они не могут сообщить начальнику о возникшей проблеме. Им проще уволиться, чем выстраивать диалог. Поэтому руководителям зумеров я посоветовала бы время от времени интересоваться, все ли в порядке, нет ли неразрешенных вопросов: сами они об этом вряд ли расскажут.
Не звоните мне, пожалуйста
От зумеров никуда не деться: через 15–20 лет именно они станут основными работниками на рынке труда. Что с ними делать – перевоспитывать или подстраиваться? Смотря в каких вопросах, расcуждает HR-менеджер:– Если в вашем коллективе четкий график и строгая дисциплина, то, конечно, с молодого сотрудника стоит требовать того же. Хотя бы для того, чтобы другие не чувствовали себя ущемленными, мол, почему ему разрешено, а нам – нет. Но в некоторых моментах можно пойти навстречу. Например, давать задания не лично и не по телефону (зумеры терпеть не могут телефонные звонки), а через корпоративные сервисы, где можно четко прописать задачу и дедлайн.
Как сделать, чтобы через пять месяцев зумер не сбежал? Министр труда и социальной защиты предложила развивать систему наставничества. Ксении эта идея тоже нравится:
– Зумеры достаточно инфантильны. Поэтому им действительно нужен свой взрослый, который поможет, подскажет, обрисует перспективы: расскажет, чего он сможет достичь через один-два-три года хорошей работы. Ну и будем ждать, когда они немножко повзрослеют.
СЛОВО НАНИМАТЕЛЮ
Денис Кирпо, директор сельхозпредприятия «Островецкий совхоз «Подольский»:
– Большой разницы между зумерами и миллениалами не вижу. Лично я делю сотрудников по другому принципу: на тех, кому нравится то, чем они занимаются, и тех, кому не нравится. Вторые в нашей сфере долго не выдерживают – уходят сами, поэтому в «Подольском» их практически нет. В целом требования к условиям работы, служебному жилью у сотрудников действительно выросли, и это нормальная тенденция. Мне как руководителю тоже спокойнее, когда я знаю, что работники живут и трудятся в хороших условиях, я рад предоставить им все плюшки, какие могу.
КСТАТИ
21 апреля откроется республиканская молодежная ярмарка вакансий. Она будет проходить не меньше двух дней в небольших райцентрах и не меньше трех – в городах с населением более 50 тысяч человек и областных центрах. Вакансии предложат представители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, гостиничного и ресторанного бизнеса, лесного хозяйства и не только. А специалисты службы занятости проконсультируют по трудовым гарантиям.
krupenkova@sb.by