«Зубры» добежали до финиша

Гонщики «МАЗ–СПОРТавто» с успехом прошли ралли–рейд «Шелковый путь»

Гонщики «МАЗ–СПОРТавто» с успехом прошли ралли–рейд «Шелковый путь»


ИЗ 35 ЭКИПАЖЕЙ на грузовиках, вышедших на старт на Красной площади в Москве 9 июля, до финиша в Красной Поляне 16 июля добрались лишь 26. При этом мазовцы не только преодолели весь путь, но и заняли 18–ю и 23–ю строчку в общем зачете, оставив позади себя соперников из Украины, Казахстана, России, Чехии и Франции.


Как протекала гонка для экипажей Александра Василевского и Александра Полищука, мы отслеживали на протяжении всего рейда.


Накануне старта


Сюрпризы как приятные, так и не очень для двух мазовских экипажей начались еще во время административных и технических проверок, которые проходили на территории спортивного комплекса «Лужники» в Москве. Здесь все участники предъявляли свои машины на осмотр. Чтобы грузовики во время гонки не могли заменить, к примеру, раму, двигатель или кабину, их пломбировали. Так вот, не успели мазовцы загнать свои машины для проверки, как к ним нагрянули гости, да какие! Под колеса ярко–красных грузовиков с черным зубром заглянули представители именитой команды Ginaf. Все время перешептываясь, они пристально изучили один из грузовиков белорусской команды. Чтобы тщательно разглядеть днище, даже на коленях постояли.


А вот техническая комиссия заставила пережить пару неприятных минут. Сначала все шло как положено: комиссары проверили правильность подключения навигационных и остальных систем, сверили документы, пилот запустил двигатель одной из машин. И тут к переднему бамперу подходит комиссар и дергает аварийный выключатель. А машина продолжает работать. Комиссар разводит руками — автомобиль к гонке допущен быть не может.


— В Минске все проверяли, работало, — разводят руками механики и тут же, не отходя от машины, устраивают совещание. Комиссар смягчается и дает 20 минут на устранение всех неполадок. Но тут механик просит снова завести мотор и сам дергает аварийный выключатель что есть мочи. Наконец, мотор глохнет. Комиссар ставит штампик и желает счастливого пути. Ко второму «МАЗу» вопросов нет.


Навстречу приключениям


В гонку тяжело въезжать. Пока приспособишься к трассе, почувствуешь темп соперников — время может быть упущено. Да еще и погода зачастую против. Так и случилось прямо на первом этапе — по дороге от Москвы до Липецка, где на пути мазовцев встал брод.


— Здесь застряли несколько внедорожников, перегородили всю трассу, чтобы проехать, нужно было вызволить их из плена, — рассказал штурман экипажа под номером 328 Валерий Козловский. — На это потратили полчаса. Вскоре завяз и наш второй экипаж 333 под управлением пилота Александра Полищука. Естественно, пришлось его вытаскивать.


Пока спасали друг друга, лучшие места в итоговой таблице разобрали соперники. «МАЗы» пришли друг за другом и расположились по соседству — на 22–й и 23–й строчках итогового протокола.


Отчаиваться не стали: нужно было собраться с мыслями и силами, чтобы атаковать пески в Волгограде и Астрахани. К тому же была надежда, что время, потраченное на спасение завязнувших экипажей, судьи вычтут из зачета. На гонке есть такое правило «зеленой кнопки» системы Iritrack — если экипаж остановился по каким–то причинам или для помощи другим экипажам, это время списывается.


Важно и то, что обе машины прошли тяжелый этап без серьезных повреждений. На грузовике Василевского в какой–то момент обломался кронштейн крепления заднего амортизатора к мосту, из–за чего сам амортизатор затем оказался поврежден, но на результате и поведении машины это никоим образом не сказалось.


Машина Полищука так и вовсе отделалась потерей брызговиков, оторванных во время «засады». Все это мелочи по сравнению с тем, что могло быть. Так что за ночь механики приводят грузовики в полный порядок.


Перевалили за барханы


На следующий день экзамен сдавали штурманы. За ночь спецучасток от Липецка до Волгограда немного перекроили. В итоге за ночь перед стартом экипажи получили восемь листов нового роуд–бука — «дорожной книги», или «легенды», по которой, собственно, спортсмены и проходят весь «Шелковый путь». Дело в том, что последний «прогон» трассы состоялся полтора месяца назад, а за это время состояние некоторых участков сильно изменилось — и для того чтобы переписать маршрут, штурманам пришлось сидеть над «легендой» до четырех утра, а старт уже в пять.


— Трасса тяжелая, — рассказал уже на финише Александр Василевский. — Пошли степи и пески, читай — очень сложная навигация и вероятность «закопаться» в любую минуту. Сложно было всем — и пилоту, и штурману. Да еще и другие участники доставили хлопот: вылетаешь ходом из–за бархана, а там — целая куча внедорожников! Система предупреждения, конечно, работает — но ведь она просто предупреждает, но не сообщает, в каком именно направлении стоит машина. А если их там пять? В общем, умаялись мы объезжать всех...Надо отдать должное штурману, справился. В то время как другие экипажи крутились в поисках контрольных точек, экипаж Василевского шел верным курсом.


— Мы, к счастью, проскочили — хотя барханы здесь под стать «дакаровским»! — сказал пилот. — Встречались высоченные, метров по 8–10, на которые иногда приходилось взбираться с 5–6–й попытки. Но взобрались, даже ни разу не копали за всю дистанцию! И это, конечно, в первую очередь опыт — прошлый «Шелковый путь» в этом смысле дал нам очень много. Результат, в принципе, мог бы быть и лучше — но совесть снова не позволила проехать мимо застрявших внедорожников. Останавливались, цепляли, вытягивали...


Опять этот амортизатор


К Астрахани мазовцы наконец как следует вкатились в гонку.


— Это мы сразу почувствовали, — пошутил штурман Валерий Козловский. — Пилот Александр Василевский, как и положено, проходил повороты в заносе, особо не притормаживал на трамплинах — в общем, ехали так, как и должен ехать «боевой» грузовик. Были многочисленные обгоны, причем обгоняли мы как грузовики, так и внедорожники.


На пути от Волгограда до Астрахани — степи и песчаные барханы.


Поэтому «МАЗы» разогнались довольно хорошо — шли в среднем на скорости 130–140 километров в час.


Такой темп не замедлил сказаться на состоянии машины. Когда прошли примерно две трети спецучастка, экипаж был вынужден остановиться из–за грохота в задней подвеске. Опять оторвали амортизатор! Как смогли отремонтировали и двинулись дальше. Ну а в лагере механики уже по отработанной схеме принялись «потрошить» машину, чтобы завершить ремонт до утра.


Полежали — поехали дальше


Гонка для экипажа Александра Василевского могла закончиться еще на пути к Ставрополю. Это был самый длинный участок ралли, давить по полной на газ приходилось почти 700 километров. Когда большая часть маршрута была пройдена и до финиша оставалось всего каких–то 150 километров, «МАЗ» опытного пилота завалился на бок.


Благо приземлились мягко: никто, кроме автомобиля, не пострадал. Да и сам «Зубр» отделался мелкими повреждениями — поцарапался пластик с левой стороны, разбилось лобовое стекло, погнулись стойка и левая дверь, появилось немного вмятин на крыше. «Лежали» недолго — только экипаж выбрался из машины, подъехала Tatra, «лежавшая» накануне. Соперники сами остановились, осмотрели и жестами показали — цепляйтесь, будем поднимать. И когда «МАЗ» поставили на колеса, он завелся и поехал дальше. Но через пару километров «раны» дали о себе знать. Пришлось остановиться и немного их залечить.


Кстати, сразу же по прибытии в лагерь машину осмотрели французские комиссары — тщательно изучали каркас безопасности, причем и в кузове тоже. В итоге остались довольны увиденным: для дальнейшего участия в гонке нам нужно заменить «лобовик» и отремонтировать дверь так, чтобы она открывалась–закрывалась. Уже на бивуаке машины буквально собрали заново.


Дошли...


И при этом белорусская команда до конца держится в строю. Лидеры — экипаж 328, несмотря на падение, показывают достойный результат. По итогам спецучастка от Ставрополя до Майкопа Александр Василевский смог вывести свой экипаж на 15–е место в общем зачете, что позволило ему подняться вверх на 18–ю строчку общего рейтинга.


— Эх, если бы не улетели, — вздохнул Александр, — точно в десятку уже вошли!


У второго экипажа результат не столь выдающийся — завершив этап на 18–м месте, в итоговом рейтинге ралли машина под номером 333 оказалась лишь на 23–м месте. Правда, на то есть свои причины. Еще во второй день гонки уже ближе к финишу у парней отказали тормоза, и одиннадцатитонный «МАЗ» вылетел в повороте с трассы, прорвав ленточки ограждения и чудом никого не зацепив. Выбравшись обратно, экипаж принял решение в спокойном темпе доезжать до финиша — и, как видим, доехал.


Так как спецучасток в Сочи на реке Шахэ отменили из–за дождей, «МАЗы» не смогли улучшить результаты, так и остались на 18–м и 23–м местах.


Светлана Брайловская, Павел Козловский


kor@rgkazan.mi.ru


Р.S.


Кому из команд, дошедших до финиша ралли–рейда «Шелковый путь», который по своей сложности и темпу почти догнал «Дакар», повезло или не очень, покажет время. Мазовцы считают гонку хорошим уроком. Они не просто дошли до финиша, а показали неплохой результат. Так что еще не все потеряно, и должные выводы перед «Дакаром» будут сделаны. А сейчас команда идет в хорошем темпе, пилоты «вкатываются», машины становятся быстрее и надежнее, в общем, все идет по плану...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter