Анна Гончарова: «Можно быть отличным стоматологом и перспективным ученым одновременно»

Зубная фея

В программе социально-экономического развития страны на ближайшую пятилетку сделан акцент как на масштабное совершенствование медицинской отрасли, так и на усиление научного потенциала. Выступая на Всебелорусском народном собрании, Александр Лукашенко также подчеркнул важность научной деятельности — сегодня для талантливой молодежи создаются и будут создаваться все необходимые условия. Особенно в области здравоохранения. Цель — реализация анонсированного Главой государства проекта «Здоровая нация». И одна из главных ролей в этом проекте принадлежит именно молодым ученым.

Около трех месяцев назад Анне ГОНЧАРОВОЙ присвоена ученая степень кандидата медицинских наук, и вот-вот она станет доцентом кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии ВГМУ.

Правильный выбор

Ей всего 31 год. А к мнению доктора Анны Гончаровой уже давно прислушиваются даже опытные практикующие стоматологи. И не только в нашей стране. Запатентованные разработки девушки внедрены в клиниках Санкт-Петербурга, Рязани, Караганды. Она делала доклад на английском языке на международной конференции в польской Познани и дважды была обладателем специального гранта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. Около трех месяцев назад Анне Игоревне присвоена ученая степень кандидата медицинских наук, и вот-вот она станет доцентом кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии ВГМУ.

— Сейчас я работаю на кафедре старшим преподавателем, — рассказывает Анна. — Мои студенты — не только белорусы и россияне, но и будущие стоматологи из Ливана, Ирака, Ирана, Нигерии, Судана и других стран. Лекции и практические занятия для иностранцев — на английском языке. Преподаю уже девять лет. А параллельно занимаюсь научной работой.

Девушка признается: когда оканчивала университет и думала над тем, идти или не идти в аспирантуру, а потом и в магистратуру, многие пугали: если углубишься в науку, мол, никогда не станешь хорошим врачом.

— Но очень быстро я поняла, что сделала единственно правильный выбор, — уверена героиня. — Оказывается, можно быть отличным стоматологом и перспективным ученым одновременно. Я не оставляю практику. Да это и нереально. К нам на кафедру направляют пациентов с наиболее сложными и непонятными случаями. Каждый из них индивидуален, а потому ты идешь дальше как ученый. Развиваешься, ищешь новые методы диагностики и лечения. По сути — становишься универсалом. Если бы просто работала в поликлинике, мне кажется, очень быстро бы выгорела как профессионал. Такой уж характер…

Искать и находить

Действительно, представить столь энергичного и боевого человека, как Анна Гончарова, за рутинной работой просто нереально.

Интересно, а с чего все началось? Родилась Аня… в Германии, где тогда служил отец. Потом жила и училась в военном городке Боровка Лепельского района. Еще в школе девочка не на шутку увлеклась биологией и химией. На семейном совете приняли решение: она должна продолжить учебу в Лужеснянской школе-интернате для талантливых детей. Медицинский университет стал следующим шагом.

— Я как-то сразу, без сомнений, выбрала стоматологический факультет, — вспоминает единственный в своей семье медик. — Всерьез наукой стала заниматься уже на втором курсе. Увлеклась вопросами диагностики гнойно-воспалительных процессов. Первый мой наставник — Алексей Погоцкий. Вскоре меня выбрали старостой студенческого научного кружка. Выступала на внутривузовских конференциях, публиковалась в сборниках… Так и пошло-поехало, — улыбается собеседница.

Пошло, скажем прямо, очень даже неплохо. От внутривузовских конференций — к республиканским и международным. Еще студенткой Анна Гончарова стала одним из авторов серьезных научных разработок по новым схемам антибиотикотерапии, которые тут же внедрялись в лечебный процесс в медучреждениях Витебской области. А потом под руководством заведующих кафедрами Арины Кабановой и Виталия Окулича начинающий рационализатор занялась еще более глобальными исследованиями. Причем не только в сфере чисто хирургической стоматологии, но и в смежном направлении — микробиологии.

— Чтобы успешно лечить патологии, нужно детально знать причины их появления, идентифицировать возбудителей воспалительных процессов, — отмечает молодой кандидат медицинских наук. — Настоящий врач не может быть исключительно узкопрофильным профессионалом — нужны более широкие знания. Этому сейчас учу и своих студентов. Нельзя ставить четкие границы там, где они условные. Нужно идти дальше.

Во благо пациенту

Итак, уже в аспирантуре Анна Игоревна занялась исследованием очень актуальной темы — особенностей воспалительных заболеваний слюнных желез. Эта патология зачастую вызывает сложности в диагностике, ее можно спутать с воспалением лимфоузлов. Но каждый десятый пациент, который обращается к хирургу, ее имеет. Лечится заболевание только в стационаре, на что уходит до двух недель. Анна углубилась в микробиологические и иммунологические аспекты. И в итоге защитила диссертацию, найдя более легкий, дешевый, а главное — точный способ диагностирования патологии этих желез. Изобретенный ею анализ делается не по крови, а по слюне.

— Таким образом можно определить и тяжесть заболевания, и эффективность его лечения, — увлеченно рассказывает доктор Гончарова, стараясь избегать научных терминов и заключений. — Разработку признали перспективной, поэтому мне даже назначили президентскую стипендию. Тогда я была руководителем сразу двух проектов — по изучению причин заболеваний слюнных желез и по иммунологическим особенностям их течения. Итог — две инструкции по применению, утвержденные Минздравом, и три патента на изобретения.

Именно эти разработки и заинтересовали российских коллег. А сейчас новоиспеченный кандидат медицинских наук из Витебска, а по совместительству — секретарь вузовского совета молодых ученых, уже занялась новыми исследованиями. ВГМУ выделил под ее стартап специальный грант. Анна Гончарова с помощью электронной микроскопии изучает видовой спектр и особенности поведения патогенных бактерий, которые могут оставаться в организме человека после удаления больного зуба, пораженного гранулемой. Задача — подобрать наиболее оптимальные способы и методы лечения. В научных изысканиях Анна планирует задействовать как ученых-фармацевтов, микробиологов, так и студентов. Возможно, эта тема станет главной при написании ее докторской диссертации.

Работать в команде

Анна подчеркивает: любое изобретение — это коллективный труд. Независимо от того, сколько фамилий стоит в перечне авторов.

— Все ученые при подготовке своей работы используют уже накопленный ранее опыт в данном направлении, консультируются с коллегами, на разных этапах реализации проекта привлекают различных специалистов, — рассуждает героиня. — Да, идея, продиктованная потребностями медицины, приходит в голову, скажем, одному человеку. А чтобы ее достичь, потребуются десятки помощников. Так что я очень благодарна и государству за поддержку моих инициатив, и администрации вуза, всем своим наставникам, коллегам и студентам. А еще — семье.

Будете удивлены, но молодой ученый — еще и молодая мама. Вместе с мужем она воспитывает восьмилетнего сына. Поддержка родных позволила даже во время декретного отпуска практически не отрываться от научной деятельности. А еще Анна успевает вести физически активный образ жизни — входит в сборную университета по волейболу, катается на велосипеде, увлекается вейкбордом и плаванием. И даже играет на трубе — как, кстати, и ее дедушка с отцом. Наша героиня утверждает: такая разрядка помогает держать в тонусе не только тело, душу, но и научную мысль.

Begunova@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter