Зрячий да увидит.

Как нас «дурят» продавцы и как не дать себя обмануть.

Подруга на семейное торжество покупала торт с шоколадом, а получила торт с плесенью. Собравшись за праздничным столом и открыв упаковку, все вдруг заметили, что из-под шоколадной посыпки на аппетитном тортике проступает белая пушистая плесень. Но если верить маркировке, то со сроком годности было все в порядке. Торт, конечно, вернули в магазин, и продавцы долго извинялись, но настроение этим инцидентом у семейства было изрядно подпорчено.

Срок негодности

— Однажды и я видел в продаже торт, наполовину покрытый плесенью, — говорит председатель общественного объединения “Защита прав потребителей “СОДРУЖЕСТВО” Вячеслав Шмат. — Подозреваю, на нем переклеили ярлычок с датой изготовления, потому что, если торт действительно был произведен днем ранее, он не мог так быстро испортиться.
Фамилия Вячеслава Шмата хорошо знакома и директорам магазинов, и сотрудникам санитарных служб. Он настоящий охотник за товарами с истекшими сроками годности: если находит в магазине просроченный товар, обязательно купит его. Большинство покупателей сочтут этот поступок абсурдным: зачем же тратить деньги на некачественный продукт? Но это необходимо, чтобы получить чек — доказательство факта нарушения именно в этом магазине. После этого деньги за товар возвращаются, в книге замечаний и предложений делается запись, а в центр гигиены и эпидемиологии направляется заявление о нарушении.
По наблюдениям Вячеслава Шмата, чаще всего не соблюдаются сроки годности на детское питание, алкоголь, молочную продукцию, пресервы и хлеб.
— Возмутительнее всего то, что в магазинах продается детское пюре в баночках, срок годности которого истек 2—3 месяца назад, — говорит Вячеслав. — Ведь такие пюре часто покупают сами школьники, которые в отличие от взрослых не обращают внимания на маркировку.

Не отходя от кассы

Среди наиболее часто встречающихся нарушений — переклеенная этикетка с датой изготовления продукта, которая добавляет ему пару дней, а то и недель жизни. В последнее время на кассе товар могут пробить по иной цене, чем указанная на ценнике. И как бы ни объясняли продавцы, что пришла новая партия товара или закончилась акция на него, а ценник еще не успели поменять, законодательство на стороне покупателей. Согласно правилам торговли, товар должен быть продан по той цене, которую продавец довел до покупателя через ценник.
В крупных магазинах самообслуживания нужно быть внимательными, покупая фасованные товары. Их взвесили, наклеили ценник, и, пока товар лежит, ожидая своего покупателя, происходит его естественная усушка.
— Например, ананас за сутки теряет в весе рублей на 300, а колбаса за две-три недели — до 5 тысяч рублей, — говорит Вячеслав Шмат.
Можно столкнуться с ситуацией, когда покупателю пробивают товар, который он не приобретал.
— Был случай, когда бабушка-пенсионерка уже дома, надев очки, изучила чек и обнаружила, что в нем пробиты две пачки сигарет, — рассказывает председатель Могилевской городской организации ОО “Белорусское общество защиты потребителей” Василий Черный. — Она бегом в магазин, говорит: “Я же не курю!”, и ей деньги вернули.
А вот получилось бы доказать свою непричастность к этим двум пачкам сигарет дедушке-пенсионеру, это еще большой вопрос. Поэтому привычка изучать чек, не отходя от кассы, может сослужить хорошую службу.
Василий Черный вспоминает, что нередко возникают спорные ситуации и по поводу причинения ущерба магазину. К примеру, если покупатель в магазине что-то нечаянно разбил, от него требуют немедленно за это заплатить. Но с такими случаями нужно разбираться индивидуально — почему разбил, при каких условиях. Ведь может быть немало нюансов.
— В одном из могилевских магазинов какое-то время использовались покупательские корзинки с одной ручкой. Если товар оказывался не посередине корзинки, то центр тяжести смещался и она переворачивалась, — рассказывает собеседник. — У одной покупательницы из-за этого вазочка разбилась прямо в торговом зале, и ее заставили заплатить за испорченный товар. Однако потом, когда первый шок прошел, они с мужем решили разобраться в этой ситуации. Магазин посетили специалисты центра стандартизации, и после этого там были вынуждены поменять все корзинки на новые.
Не все магазины помнят о том, что они обязаны бесплатно предоставлять упаковку для товара. Конечно, речь не идет о больших пакетах с ручками, но если вам отрезали кусок колбасы, то его должны упаковать бесплатно в кусок бумаги или пленки. А положить ее в платный маленький пакетик продавец может только по желанию покупателя.

Топ-5 нарушений в магазинах:
1. Продажа товаров с истекшими сроками годности.
2. Переклеивание ярлычков с датой производства.
3. Разная цена на ценнике в торговом зале и на кассе.
4. “Лишний” товар в чеке.
5. Платная упаковка.

Советы специалистов:

  • Перед покупкой всегда смотрите на дату изготовления и срок годности товара.
  • Проверяйте товары и цены в чеке не отходя от кассы.
  • Купив просроченный товар, вы можете оставить в книге жалоб и предложений запись и потребовать, чтобы администрация магазина дала вам письменный ответ о принятых мерах. Будьте уверены, что после этого в магазине вас будут помнить и более внимательно к вам относиться.
  • Вы также можете сообщить о нарушении в центр гигиены и эпидемиологии. Там рассматривают только письменные обращения граждан, поэтому изложите ситуацию на бумаге и приложите доказательство — чек на просроченный товар (или его копию, если товар вместе с чеком-оригиналом вы вернули обратно).
  • Вернуть некачественный товар мы можете даже без чека. Доказательством, что товар вы купили именно в том магазине, может служить ярлык на упаковке и показания свидетелей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter