Зрите в корень!

Намотай на ус с Валерием МЕЛЬНИКОВЫМ и Юрием ПУДЫШЕВЫМ
О футболе и в шутку, и всерьез рассуждают чемпионы минского «Динамо»–82

Юрий Пудышев: Не думал, что наш последний разговор вызовет такой резонанс среди футбольных специалистов.

Валерий Мельников: Вот и мне позвонили многие друзья и знакомые, рассказывали про все тяжести профессии детского тренера. Раз так, полагаю, необходимо затронуть еще несколько острых вопросов.

Ю.П.: Вот и рисунок Олег Карпович изобразил. Это пирамида. В основании, естественно, детский футбол. Во все времена футбольная пирамида начиналась именно с детских тренеров. Это основа основ. Эти тренеры дают воспитанников для юношеских сборных — второй пласт. Следующий уровень — молодежная сборная, футболисты которой играют в нашем первенстве. Из «молодежки» футболисты переходят в национальную сборную. А на верхушке — главный тренер Бернд Штанге. Только так получается, что наша федерация строит пирамиду с головы. Забыв, что если не укрепить фундамент, то рухнет все.

В.М.: Давайте обратим внимание на детских тренеров, тогда и пирамида простоит 1.000 лет. А у нас сплошной шурум–бурум. В государственных школах даже не имеют права экипировать тренера! Как такое возможно? Приходится на чем–то экономить, чтобы наставнику спортивную форму купить! Кстати, по предписанию Министерства спорта костюмы командам положены на 2 года. Нельзя взять и на следующий год купить новый — накажут. А если он порвался, а если ребенок подрос? Ходить год в порванном и с короткими рукавами, как беспризорник?

Ю.П.: Еще одна большая проблема — отсутствие опытных футболистов на тренерском мостике. Ну кто пойдет работать за 400 тысяч рублей? Да многие из них премиальные за ничью в своих клубах получали в десятки раз больше. К тому же, чтобы получить этот мизер, тренеру нужно вести 5 групп подготовки. А что это значит?

В.М.: А значит это то, что тренер, во–первых, не успевает уделять должного внимания всем своим воспитанникам. Прибежал, отбарабанил с одной группой, поехал на другой конец города ко второй. И так пять раз. Да у него спроси фамилии своих воспитанников, он всех не вспомнит! А личная жизнь при таком графике? Ее нет! Наставник становится раздражительным, а это бумерангом бьет и по детям. Мы должны брать все хорошее, что было в прошлом, и разбавлять тем положительным новым, что появилось. Все давно поменяли подход — на каждый возраст ставится по два тренера: есть время и подсказать, и объяснить.

Ю.П.: В советское время работа детского тренера, как и профессия учителя, была очень уважаемой. А сегодня все наоборот. Школы могут платить больше — деньги есть, но не позволяют законы! Парадокс! А значит, нужно собраться и пересмотреть их. Надо попытаться сделать эту профессию уважаемой и желанной. А иначе мы рискуем получить отток самых лучших тренеров, как это было когда–то в гимнастике.

В.М.: А вот меня волнует ситуация на периферии. Мало того, что люди в глубинке знают о федерации все, надо, чтобы федерация знала, что там происходит. Помогать им надо. Давать всевозможную информацию о современных мировых футбольных тенденциях. Прислали в федерацию какую–нибудь брошюру — отправляйте ее, скажем, в Калинковичи. Пусть тренеры знакомятся, как сейчас нужно готовить детей. Связь должна быть, причем двусторонняя. Тренеров на местах не должно волновать, что они находятся за пятьсот километров от Минска. Они должны получать информацию с задержкой в день, максимум в два.

Ю.П.: Необходим постоянный процесс совершенствования навыков детского тренера, каким бы опытным он ни был. Но это должна быть реальная учеба, а не семинары, которые проводятся, по моему мнению, больше для галочки. Уже не раз мы говорили: отправьте детского тренера в школу французского «Нанта», к примеру. Пусть посмотрит, как работают там. Но это стоит денег. А статьи расходов такой нет. Вот и проблема.

В.М.: Мы в прошлый раз обсуждали тот возраст, в котором лучше приходить в футбол. Оказывается, что государственные школы не имеют права набирать детей раньше восьми лет. А к этим годам все смышленые, умные, быстрые дети разобраны. Кто–то идет в хоккей, кто–то — в гимнастику, кто–то — в плавание. Да и тренироваться им разрешается не больше двух раз в неделю. Да между занятиями пацан забывает, как зовут тренера, а на улице встретит — не узнает. Четыре тренировки в неделю — в самый раз.

Ю.П.: Каждый тренер, чьи воспитанники играют в сборной любого возраста, должен получать премии. Вот играет паренек, к примеру, из Пинска в «молодежке», пусть федерация платит тренеру тысяч 100 в месяц. Деньги небольшие, но заслуженные. Ведь на международном уровне футболисты представляют страну, федерацию, но никто не вспоминает о первом тренере. Несправедливо ведь получается.

В.М.: Вспомнил еще об одной проблеме. В детских школах нет тренеров по вратарям. Надо срочно пересматривать штатные расписания! Мне один знакомый рассказал, как на эту проблему реагируют в Минспорте, — и грустно и смешно. Там говорят: «У вас же есть тренер, вот пусть он и тренирует вратарей...»

Ю.П.: Юмористы, блин. Мало того что на 5 возрастов 1 тренер, так еще и специалистов узкого профиля нельзя в школу приглашать. Знаю, что два тренера могут работать в группе семнадцатилетних. Но тогда уже поздно исправлять ошибки, которые допустили в раннем возрасте. Кстати, надо четко для тренеров определить, над чем они должны работать. Надо пересмотреть критерии оценок. Один может сказать, что он воспитал Глеба и ему на все плевать. Второй возразит: я, мол, 5 раз со своей командой чемпионат города выигрывал. Что лучше? В первом случае нет командного результата, во втором — нет ярких игроков...

В.М.: Каждый тренер должен знать, что и как его воспитанник должен делать в определенном возрасте. В 11 лет он должен делать передачу на 30 метров. В 12 лет, к примеру, маленький футболист должен знать, что такое «искусственный офсайд». Это большая проблема. Ведь в Италии семнадцатилетние уже знают все хитрости игры, они умеют упасть, где надо, умеют отдать пас не глядя. Могут придержать аккуратно за шорты так, чтобы судья не заметил. А наши ничего не знают. Есть в футболе арифметика, математика, а есть высшая математика. Так у наших «киндеров», когда они приходят во взрослые команды, появляются большие проблемы даже с арифметикой.

Ю.П.: Четко подметил. Надо уходить от очковой градации в детском возрасте, мы уже говорили об этом. До 14 лет дети должны наслаждаться футболом, надо устраивать футбольные фестивали, как во всем мире, а не требовать от пацанов результат во что бы то ни стало. И пока мы все это не поймем и не займемся вплотную данным вопросом, ждать прогресса от нашего футбола, увы, не придется...

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, «СБ», идея рисунка Юрия ПУДЫШЕВА.

P.S. Увы, дорогие друзья, все, даже самое хорошее, когда-нибудь заканчивается. Судя по откликам, читателям понравился озорной дуэт больших мастеров кожаного мяча. Но... В связи со скорым началом футбольного сезона мы заканчиваем публикацию рубрики. Юрий Пудышев, как известно, тренер МТЗ-РИПО, а это может послужить поводом для разговоров о «пристрастности» Юрия Алексеевича. И хотя эти опасения излишни, мы все же решили сохранить в неприкосновенности безупречное реноме нашего любимого автора. Но с Валерием Мельниковым и Юрием Пудышевым мы, конечно, не расстаемся. Их комментарии еще появятся на спортивных страницах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter