Зрелища без хлеба

О событиях в арабских странах

Страны Северной Африки и Ближнего Востока со стремительной скоростью погружаются в пучину политических и социальных потрясений, в то время как растерянность их главных союзников на международной арене становится уже неприличной. Египет и Тунис, например, были главными опорами Средиземноморского союза — так что отсутствие внятной позиции граничит с геополитической пустотой. Этот вакуум политической воли тем более опасен на фоне событий в Ливии, где может разразиться самая настоящая война. А ведь Запад тесно сотрудничал с Каддафи в сфере борьбы с терроризмом и миграционной политики, не говоря уже о их совместных экономических проектах...


Как написал известный политолог Дмитрий Тренин, «Европейский союз обнаружил свою дисфункциональность в области внешней политики». А мой друг из Германии, рассказывая о потоке беженцев из Туниса, мрачно пошутил, что слоны Ганнибала вновь пришли в Европу.


История, как известно, если и повторяется, то на новом историческом витке, на новой геополитической волне. Искусство геополитики заключается в том, как оседлать эту волну, упредить события, заставить развиваться их по своему сценарию. Нынешние события в арабских странах многие аналитики сравнивают с распадом колониальной системы и сменой геополитического куратора в этом регионе, когда на смену Британской империи пришли Соединенные Штаты.


В результате нынешних событий, считает Дмитрий Тренин, в геополитическом отношении в наибольшем выигрыше оказываются Турция, воспринимаемая многими в регионе в качестве модели, а также Китай, который может в перспективе занять некоторые позиции, оставляемые ныне Соединенными Штатами.


Однако, на мой взгляд, дело простой передислокацией сверхдержав в регионе не обойдется. Хотя бы потому, что там появляются новые силы с сильным националистическим уклоном. «Братья–мусульмане», армейская верхушка, местные элиты, муллы, кланы...


«Сможет ли демократия справиться со сложными сочетаниями отношений вассальной преданности и клановой принадлежности в армии, среди племен, среди политической элиты? — задается вопросом британская New Statesman. — Насколько успешно смогут режимы эксплуатировать традиционную верность им бедуинов в Иордании или, к примеру, племен в Йемене? И смогут ли эти общественные группы стать самостоятельными действующими лицами в движении за демократическое изменение? И как будет адаптироваться к новой ситуации религия?»


Непростые вопросы, а тем более нелегко подогнать их под единый ответ — «демократия». Вернее будет сказать, что в каждом государстве развивается собственный процесс. В Бахрейне начинается противостояние между шиитами и суннитами. В Иордании на улицы вышли бедуины. А в Кувейте, сообщает «Утро.ру», — иностранные рабочие. Самые острые события развиваются в Ливии.


Никто из экспертов по региону не ожидает, что Каддафи уступит власть мирно, пишет The Guardian. За долгие годы пребывания у власти Муаммар Каддафи накопил немалый опыт в борьбе с повстанцами, добавляет Le Monde. Так что противостояние будет жестоким, вплоть до гражданской войны.


Журналист Антуан Виткин, когда–то снявший документальный фильм про Каддафи, откровенно делится своими знаниями политического закулисья: «У западных стран не слишком много средств для оказания давления на ливийский режим. Ливия располагает значительными запасами энергетического сырья. 85% добываемой нефти продается в Европу. Кроме того, ливийские власти объявили о том, что намерены израсходовать 30 млрд. долларов на модернизацию своих инфраструктур, а это может стать привлекательным рынком для западных поставщиков, которые ввозят в Ливию в том числе и оружие».


Таким образом, «для Запада делать ставку на падение Каддафи было бы очень рискованно», считает Виткин. Тем не менее процессы перемен там набрали разрушительную силу. На авансцену выходят новые силы.


Ясно одно: речь идет если не о конце, то о трансформации «третьего мира». Он слишком долго жил «на два доллара в день». Его слишком долго использовали в геополитических и нещадно эксплуатировали в экономических раскладах.


Как будто только поняв это, США и страны Евросоюза совместно готовят крупнейшую финансовую помощь охваченным волнениями арабским странам. Вчера стало известно, что они подготовили программу, которая носит неофициальное название «План Маршалла–2».


Среди первых мер в рамках программы для арабского мира рассматривается экстренная продовольственная помощь. Так, согласно имеющейся в Лондоне информации США готовы выделить 4 млрд. долларов на субсидирование в Египте розничных цен на хлеб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter