ZOYA. СВОЙ ПУТЬ

(разговор в отремонтированной мастерской художника)

(разговор в отремонтированной мастерской художника)


Если твой дед — художник Сергей Петрович Катков и родители — Светлана Каткова и Олег Луцевич — художники. Когда и крестная мать — Зоя Литвинова — художник, то кем ты станешь?


Было бы удивительно, если бы Зоя Луцевич стала врачом, инженером или парикмахером. Но в ее случае знаменитое шутливое высказывание, «что гены пальцем не раздавишь», сработало на все сто процентов. Зоя стала художником.


Вокруг ребенка всегда были краски, холсты, бумага, кисточки, фломастеры и карандаши, запахи лаков, разбавителей. С первых дней жизни она слышала разговоры взрослых о картинах, живописи, скульптуре и искусстве. И свои первые шаги сделала в мастерской. В такой ситуации выбора не остается.


«Я заметила, что в последнее время очень много говорю, пытаясь кого–то в чем–то убедить. Так вот, теперь я решила замолчать надолго, и это интервью будет моим последним. Нормальный художник должен быть аскетом и говорить своими работами. Я не писатель, не ученый и не философ. И кроме как заниматься искусством, ничего другого не умею делать».


Зоя Луцевич окончила в 1989 году Минское художественное училище имени Глебова. Три года училась в Белорусской академии искусств на отделении монументальной живописи. Не сошлась во взглядах на искусство с преподавателями и уехала в Дюссельдорф, в тамошнюю Академию искусств. После учебы в Германии вернулась в Минск и занялась активным творчеством. За последние лет пятнадцать не припомню ни одной крупной выставки, где не было бы работ Зои. Нет, пожалуй, и ни одной крупной художественной акции, большого проекта, в которых Зоя не принимала бы участия.


«Я начинаю с годами понимать многое, чего раньше не осознавала. Задаю себе сложные вопросы: «Неужели сегодня мастерство имеет хоть какое–то значение?» И сама себе отвечаю: «О, ужас, никакого!» Хорошо или плохо ты можешь нарисовать обыкновенный кувшин, потеряло прежний смысл! Сейчас существует масса мастеровитых художников, умеющих прилично рисовать, писать, лепить... Но они не имеют ни арт–директора, ни галерей, которые с ними работают. Таким образом, они существуют вне контекста современного искусства. Поэтому, если говорить о будущем и серьезно, то надо придумать что–то такое, чтобы все «прифигели», сильно удивились и начали о тебе говорить, писать. Другого пути стать известным нет. Потом, когда устанешь от выставок в самых престижных залах, можно опять вернуться к тихому рисованию и живописи.


Может, поэтому я и занимаюсь актуальным искусством, чтобы удивлять. Вот придумала проект со старыми и битыми автомобильными стеклами. Ведь эти стекла — самый настоящий мусор, никому не нужный. Место ему на свалке, если подходить с бытовой логикой. А я их расписываю, подсветку делаю, и они оказываются в музеях, на выставках. Многие зрители включились в предложенную игру. Приняли мои правила и устраивали в экспозиции фотосессии. Радуюсь, когда случаются такие выставки».


Как охарактеризовать ее творчество: живопись на холсте, коллажи, расписанные ветровые стекла автомобилей, керамику, разрисованную игрушечную тележку и деревянную миску? Не знаю... Сама она шутливо утверждает, что работает на стыке разных стилей и направлений, включает в круг своих интересов все «измы» современного искусства.


Как это ни удивительно, но при таком широком разбросе интересов художница умудряется оставаться очень узнаваемой. Ее работы видны издалека, привлекают внимание, получают награды.


«Вот расскажу об одном из тайных проектов из своей книжечки, куда записываю уже много–много лет все свои задумки, все, что хочу реализовать и воплотить. Естественно, их подавляющая часть так и останется записями. Но... Можно организовать с художниками запуск бумажных змеев. Проект придумал мой дядя — Саша Катков. Он большой любитель этого дела и профессионально делает змеев. Представляете, сколько могло бы быть радости как детям, так и их родителям! А художники расписали бы этих змеев, и произведения искусства взлетели бы в небо. Но для этого нужны арт–директора, которые будут ходить по инстанциям, разговаривать и убеждать в необходимости такого проекта. Художнику, по большому счету, на улице делать нечего. Он должен сидеть в мастерской и работать. У нас в Беларуси именно с этим самая большая проблема. Интересные мастера есть, а тех, кто будет их продвигать, не хватает».


Возможно, сегодня Зоя Луцевич — самая активная и вездесущая из художниц своего поколения. Она легко перемещается в пространстве вместе со своими работами. Ее персональные выставки проходили в Европе, Беларуси, США, Азербайджане...


Весной этого года выставка ветровых автомобильных стекол прошла в Гомеле во дворце Румянцевых и Паскевичей. Там же Зоя дала мастер–класс для учащихся художественного колледжа. Молодежь была в восторге.


«В Гомель я приехала на готовую экспозицию своей выставки. Роскошный дворец в старинном парке. Чудесное полуподвальное помещение со сводчатыми потолками. Вся выставка была так здорово сделана, что я даже не узнала свои работы. Молодцы гомельчане! До этого подобное у меня случилось только однажды, на выставке в Австрии. Организаторы взяли мою графику — изрисованные листы бумаги... А потом, когда я вошла в зал, ошалела: роскошные рамы, подсветка каждой работы. Я могу сказать много хороших слов о сотрудниках музея в Гомеле. Это тонкие, воспитанные и образованные люди с европейскими представлениями об искусстве. Они со мной «нянчились», любили, опекали. А что еще художнику надо? Такое бывает нечасто. И соотечественниками, которые так понимают искусство, можно и хочется гордиться...»


Свои работы Зоя Луцевич подписывает коротко — ZOYA.


«Я хочу год, а может, и больше сосредоточенно поработать. Вот капитальный ремонт в мастерской закончился. Доски, кирпичи, трубы и окна теперь можно надолго забыть и приступить к молчаливой деятельности. Буду смотреть фильмы, читать книги, думать, и, возможно, появятся новые образы, неожиданные проекты... Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник. А художник что должен делать? Правильно! Молчать и работать. Андрей Рублев долго молчал и какую «Троицу» написал! Вот с ней художник и разговаривал в мастерской, ради нее и жил...»


Отвечая на мой вопрос о художниках, повлиявших на ее мировоззрение, Зоя даже не задумываясь назвала любимых: деда, маму, крестную...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter