Зов предков

Братья Караткевичи возрождают свою малую родину — село Железники Ветковского района, пострадавшее от аварии на Чернобыльской АЭС

История и география

Железниковское городище известно, как говорится, с незапамятных времен. Лет двадцать — тридцать назад археологи из Гомеля и Минска часто бывали здесь, пытаясь по фрагментам керамики определить, к каким культуре и периоду оно относится. Оказалось, что возведено оно в эпоху раннего железного века, то есть около трех тысяч лет назад. А в Х—ХІІІ веках, считают историки, на его месте существовал феодальный замок. До сих пор ведутся споры о культурной принадлежности этого городища. Часть археологов считает, что оно принадлежит юхновской культуре, другие — милоградской. Этот памятник является историко-культурной ценностью Республики Беларусь, хотя пока же здесь нет соответствующей таблички, и только двухметровый вал придает площадке какую-то загадочность и таинственность, характерную для мест с тысячелетней историей.

В XIX веке в Железниках были каменная Свято-Николаевская церковь, молельня, школа, в которой учились 45 детей, три кузницы, две ветряные мельницы, круподробилка, три лавки, трактир. После революции там работали почтовый пункт, начальная школа, два кирпичных завода, четыре ветряные мельницы, мастерская по ремонту сельхозинвентаря, две кузницы. 72 жителя села в годы Великой Отечественной войны погибли на фронтах, девятерых расстреляли фашисты.

Железники находятся в красивейшем уголке Ветковского района. Смешанные и чисто березовые леса, река, родники, которые, по поверьям, являются целительными… В 70-е годы прошлого века в селе насчитывалось около 320 дворов. После чернобыльской катастрофы оно оказалось в списке населенных пунктов в зоне с правом на отселение. Сейчас там осталось всего восемь дворов, жители которых отказались покидать свою малую родину.

Караткевичи

Многодетная семья Караткевичей жила в Железниках до 1971 года. Глава семьи работал главным бухгалтером на крахмальном заводе, мать — учительницей в местной школе. В семье воспитывалось восемь детей.

Сергей был седьмым ребенком. Он помнит, как старшие дети растили младших, как у каждого были свои обязанности и ответственность друг за друга. В начальную школу он ходил в Железниках, аттестат получал уже в Ветке. Хорошо отложился в памяти переезд из села в город, когда дом помогали восстанавливать все дети. Непростой была жизнь многодетной семьи, но все ребята окончили школу, получили высшее образование, а главное, выросли хорошими людьми.

Сергей окончил Гомельский техникум железнодорожного транспорта, затем Могилевский технологический институт. По распределению оказался в Средней Азии, но затем вернулся на родную Гомельщину. Несколько лет работал в филиале «Гомсельмаша» — заводе литья и нормалей. Был старшим мастером, начальником участка.

Сегодня Сергей Григорьевич — доктор наук, живет в Москве, возглавляет научно-технологический парк «Дубна» в Московской области, а также одновременно является учредителем иностранного частного производственно-торгового унитарного предприятия «Брикбилд» на Гомельщине.

— Уровень информатизации позволяет сегодня управлять делами из любой точки мира, — поясняет Караткевич.

А еще, рассказал Сергей Григорьевич, у него есть собственный пивоваренный завод, где по особой технологии выпускается шесть сортов пива. Но главной целью мецената является возрождение своей малой родины, где прошло его детство, где покоятся родные и близкие ему люди.

Дорога к храму

Главной достопримечательностью Железников всегда считалась церковь Николая Чудотворца. История храма очень печальна. Он был построен в XIX веке. Перенес пожар, потом был восстановлен заново. После революции его закрыли, часть икон разобрали местные жители, остальное имущество — церковная утварь, книги, украшения икон — реквизированы, колокола и купола — уничтожены. Здание было заброшено, 80 лет простояло без крыши, были безвозвратно утрачены внутренние фрески и росписи. В годы Великой Отечественной войны сначала в нем квартировали немцы, а после освобождения там разместился госпиталь для красноармейцев. Местные жители рассказывали, что в годы войны над храмом являлась Матерь Божия, это место во все стороны перекрещивала. Может быть, храм поэтому и уцелел — ни одна бомба не взорвалась рядом. Да и Чернобыль это место обошел — вокруг храма исключительно чистая зона… Священники считают, что все это благодаря силе молитвы.

Сергея Караткевича, несмотря на занятость, всегда тянуло на свою малую родину — навестить могилы родных и просто отдохнуть душой. Уже прочно обосновавшись в Москве, он регулярно приезжал в Железники. Помнит, как впервые после аварии на ЧАЭС оказавшись в селе, был поражен, увидев заброшенные усадьбы, полуразрушенные дома, захмелевшие от полыни палисадники — ни света, ни дороги, ни живой души…

В 2000 году все большое семейство Караткевичей собралось в Железниках, посетили могилы родных людей, и тогда Сергею Караткевичу пришла мысль — восстановить разрушающуюся церковь заново. Его поддержал брат Петр. Работы велись три года, а затем обновленный храм освятил архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх. Тогда в ознаменование страшной чернобыльской годовщины впервые зазвенели колокола храма Николая Чудотворца. Через какое-то время братья Караткевичи нашли батюшку для сельчан, построили ему добротный дом, и отец Сергий здесь живет уже семь лет.

Сейчас в это глухое место на богослужения приходят не только жители окрестных деревень, но и приезжают верующие из Ветки, Гомеля, Брянска, Минска, Москвы и других мест. А Железники с тех пор просто не узнать. Братья Караткевичи положили в деревне асфальт, провели водопровод и газопровод…

Исцеление у иконы

Одной из первых в храме появилась икона Николая Чудотворца, которую спрятала от поругания одна старушка и несколько десятилетий хранила образ в своем доме. За эти годы он превратился в черную доску. Когда Караткевичи стали восстанавливать храм, бабушка принесла ее сюда. И случилось чудо: образ начал «оживать».

— Икона почернела потому, что святой Николай Чудотворец показывал свое недовольство осквернением и запустением храма, — говорит иерей Сергий. — Когда же началось его возрождение, краски стали восстанавливаться и показался лик святого. Он как бы говорил, что одобряет, прощает людей, радуется, что церковь снова будет действовать. Понятно, что Николай Чудотворец все эти годы присутствовал при этом храме, и было немало случаев, когда люди, побывавшие в нем, исцелялись.

К слову, в восстановленном храме Николая Чудотворца в Железниках немало святынь. Сюда на постоянное пребывание была перенесена икона Божией Матери «Всецарица», известная многими чудесами и имеющая благодать исцелять от страшнейших болезней, в том числе онкологических. Список иконы именно для этого храма был сделан монахами монастыря «Ватопед» из удела православия на святой горе Афон. Над новым списком иконы 9 марта был совершен молебен, состоялось ее освящение на первообразе, и потом икона из Ватопедской обители начала свой путь в деревню Железники. Сначала икона торжественно прибыла в Россию, в храм Успения Московской области. Затем на святой праздник Благовещения, 7 апреля 2010 года, была перенесена в храм Петра и Павла в Гомеле, а потом навсегда поселилась в Святоникольском храме деревни Железники. Принесение иконы проходило с благословения архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха при поддержке московского клуба белорусов «Сябры», активным членом которого является и Сергей Григорьевич Караткевич.

— Здесь, у иконы «Всецарица», люди получают помощь в избавлении от онкологии, — говорит иерей Сергий. — Я могу рассказать очень много историй удивительного исцеления.

Священник поведал, что в храме находится частица мощей святой Матрены — от нее бездетные семьи получают помощь. Об этом свидетельствуют дары, которые были принесены иконе в благодарность за исцеление. Здесь также хранится фаланга пальца Николая Чудотворца — одна из крупных святых мощей этого угодника в Беларуси. Имеются также частицы святых великомучеников Георгия, Серафима Соровского, Варвары…

— Таких святынь нет даже в храмах Москвы, — говорит иерей Сергий. — Поклониться им приезжают люди из разных уголков нашей страны, а также России, Украины… 

Здесь можно жить

Уже сверкают золотом церковные купола в обновленном храме.

— Но это только начало, — говорит Сергей Григорьевич. — В ближайшее время планируем восстановить как символ возрождения этих мест разрушенную десятки лет назад часовню. Говорят, что сто лет назад на том месте было видение Пресвятой Богородицы. Там бьют ключи — жизнь человеческая и жизнь природная. Предполагаем из каждой деревни, пострадавшей от аварии на ЧАЭС, взять по камню или кирпичу (если пройдут радиологический контроль) для закладки их в стены и фундамент часовни.

Так, с верой во спасение и возрождение малой родины творят добро братья Караткевичи. В их планах не только возрождение и обретение духовных святынь. Они уже начали в Железниках строительство гостиничного комплекса усадебного типа, с прудами, в которых будут разводить осетровых. Планируется также создание парковой зоны, строительство летнего кафе, домика охотника…

Сергей Караткевич уверен, что люди потянутся в деревню. Для будущих жителей здесь реконструируются старые кирпичные дома, возводятся новые коттеджи.

А для того чтобы этот уголок привлекал многочисленных туристов, Сергей Григорьевич готов обустроить и археологический памятник — древнее, как само человечество, городище.

P.S. Несколько последних лет по просьбе Караткевичей санэпидемстанция делает анализ почвы в Железниках на наличие радионуклидов. И если в 1991 году уровень радиоактивного загрязнения в селе доходил до 16,5 кюри на квадратный километр, то сегодня село относится к населенным пунктам со степенью радиоактивного загрязнения от 5 до 15 кюри на квадратный километр. Иерей Сергий уверяет: только за последний год почва вокруг храма по Божией милости очистилась в полтора раза. Так что жить здесь не только можно, но и нужно.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

Фото автора и из семейного архива КАРАТКЕВИЧЕЙ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter