Зов предков

Последние курганы Минска могут кануть в историю
Последние курганы Минска могут кануть в историю

В прошлом году в материале «Смиренное кладбище» мы рассказали о печальной судьбе курганов X века, которые стоят на Сухаревском кладбище в Минске. Эти уникальные археологические артефакты остались без хозяина и находились на грани уничтожения. Вскоре после публикации в «СБ» курганы были признаны памятниками археологии и внесены в список охраняемых государством культурных ценностей. Спустя год мы отправились посмотреть, что же изменилось на кладбище в Сухарево. А заодно решили провести «инспекцию» всех минских курганов. Осталось их в городе, кстати, совсем мало, в коротком перечне — всего четыре пункта.

Знаки

По закону каждый объект культурного наследия, находящийся под защитой государства, должен быть обозначен памятным знаком. На подходе к кладбищу в Сухарево с недавнего времени такой знак стоит — камень с мраморной плитой, на которой написано «Историко–культурная ценность. Курганный могильник. Ранний феодализм. X — XII века. Причинение вреда карается по закону».

...На кладбище несколько рабочих таскают пачками выгоревшие прошлогодние венки. Прибираются и на курганах. Их многовековые вершины, поросшие травой, очищены от хлама и «причесаны» граблями.

— Из всех рекомендаций, которые поступили после того, как курганы признали памятниками археологии, был лишь один документ — памятка, в которой о них рассказано, — говорит Марина Бурак, заведующая Кальварийским кладбищем, по совместительству курирующая и Сухаревское. — В ней сказано, что в 15 метрах вокруг кургана нельзя производить земляные работы. Да разве на кладбище это возможно? Здесь постоянно делают подзахоронения. Еще говорится, что мусор надо убирать... Так мы этим и до того, как «горки» стали курганами, занимались.

На свалке — история

Еще два минских кургана облюбовала детвора. Где еще в «степи» микрорайона можно прокатиться с крутой горки с ветерком?

Одна из таких «горок» стоит на пересечении проспектов Любимова и Газеты «Звязда». Второй курган — в трехстах метрах, в глубине жилого массива. Каждую весну на кургане проявляется глубокий «овраг» на месте бывшей лыжной трассы. О том, что «канаву» стоило бы засыпать, видимо, никому в голову не приходит. Многим и невдомек, что живут они рядом с уникальным памятником.

Группа из трех курганов в районе улицы Ландера превратилась в самую настоящую свалку. Вокруг — кучи металлолома и небольшая каморка, построенная бездомными. Но в проектах строительства нового микрорайона Дружба на месте курганов планируется построить... гаражи. Интересно, согласовывали ли архитекторы свои планы с историками? В управлении по охране историко–культурного наследия и реставрации говорят: «Пока никто не обращался...»

Но самая печальная судьба постигла группу из 21 кургана, которые стояли раньше между гаражами по улице Стебенева и кольцевой дорогой. Большинство из них уже уничтожены. Место, где они когда–то возвышались, завалено ржавыми остовами машин, многие холмы или «порезали», или полностью сровняли с землей экскаваторами и бульдозерами.

— Первые и, к сожалению, последние раскопки группы курганов по улице Стебенева мы проводили еще в 1974 году, — рассказывает археолог, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта Валентин Соболь. — Кстати, уже через год, в 1975–м, там тракторами было варварски разрыто несколько погребений. Конечно, если осталось в сохранности хоть несколько холмов, их необходимо срочно спасать...

Мертвое дело

— По закону владелец территории, на которой находится, к примеру, курган, обязан обеспечить его охрану, — рассказывает заместитель начальника управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь Чернявский. — Для этого они должны обратиться к историкам и получить подробную консультацию, как сохранить эти объекты. Что после делать с курганами? Вообще–то говоря, тут есть два пути: первый — оставить объект как есть и следить за его сохранностью. Второй — привлечь археологов и провести раскопки. После всестороннего изучения курган может быть исключен из Государственного списка, ведь все ценные материалы, полученные учеными, уже перекочуют из земли в археологические коллекции. Естественно, ни о каких подзахоронениях на территории, охраняемой государством, и речи быть не может. А об уничтожении курганов вообще говорить нечего. Все это — прямое нарушение закона.

Юридически все очень просто — историко–культурное наследие страны находится под защитой государства. Причинив вред картине или кургану, вы будете отвечать по одной и той же статье соответствующего кодекса — Административного, а порой и Уголовного. Только вот на практике все оказывается намного сложнее. Как сказал Игорь Чернявский, за последние 20 лет в стране за уничтожение курганов еще ни один человек не был привлечен к ответственности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter