Когда ждать смену Василию Кириенко?

Зов дороги

В элите велоспорта остался один белорусский гонщик

Белорусская школа всегда ценилась в велоспорте. В разные годы за топовые команды профессионального шоссейного тура ездили Евгений Гутарович, Константин Сивцов, Бронислав Самойлов, Александр Усов… Главным «героем асфальта» в последние годы был, конечно, Василий Кириенко. К его успехам в составе команды «Скай» привыкли настолько, что несколько упустили из виду, что за плечами у нашего Робокопа смены почти не просматривается. Теперь Кириенко ушел, и единственным представителем нашей страны среди элиты мирового велоспорта оказался выступающий в составе «Тим Эмирейтс» Александр Рябушенко. Ему 24 года. Еще год назад парень ездил среди андеров — молодежной категории спортсменов. Сегодня он — лидер белорусского велоспорта.


Совсем недавно в мировом пелотоне Беларусь была представлена сразу несколькими сильными спорт­сменами и смена поколений не вызывала опасений. Но Илья Кошевой неожиданно поставил велосипед в чулан уже в 27 лет, завершил карьеру Константин Сивцов, Бронислав Самойлов перешел на уровень ниже — в континентальную команду «Минск». Преемников не просматривается, но один из ведущих белорусских тренеров Владимир Тихонов, воспитавший, к слову, Евгения Гутаровича и Александра Усова, убежден, что потенциал белорусской молодежи не стал ниже:

— Дело в мотивации. Чтобы пробить себе дорогу на вершину профессионального велоспорта, нужно работать. Очень много работать. Сегодня же наши молодые спортсмены стараются идти по пути наименьшего сопротивления. Многие выбирают трек. Да, там тоже непросто, но конкуренция гораздо ниже, чем на шоссе. При этом, будучи в национальной сборной, можно чувствовать себя достаточно комфортно. Похожая история с велоклубом «Минск». Да, у него есть и плюсы, но при этом он оказался своего рода «тихой заводью». Многие из тех, кто сегодня гоняется в этой команде, успели попробовать себя в Италии, Франции: Шумов, Попок, Божков, Самойлов, Соболь… Они знают, каково пробиваться там, и складывается ощущение, что выбрали другой путь — более спокойный. Да, они ездят гонки, но не самого высокого уровня, потому особо не растут. На выходе мы получаем простой, но печальный ответ на вопрос о причинах того, что Рябушенко в Про-Туре оказался единственным белорусом. Юниоры приезжают на гонки и после первого этапа сходят: тяжело. Не хватает базы, которую должны закладывать уже на начальном этапе. Не хватает мотивации и желания пахать и терпеть.

Впрочем, Александру Рябушенко удалось наглядно показать, что таланты в Беларуси не перевелись. Тихонов вспоминает:

— Саша в свое время стал чемпионом Европы. В 20 лет. К нему буквально сразу подошли представители «Тим Эмирейтс». Подписали контракт «на перспективу». Там всех очень пристально отслеживают. В свое время точно так же, когда Рябушенко еще был юниором, во Франции на одной из гонок ему удалось собрать сразу три майки — победителя в различных категориях. Ему тогда 17 лет было. Тут же поляки позвали к себе, а через год уже в Италии ездил. Причем ездил так, что был признан лучшим спортсменом сезона среди андеров. В Италии, представляете! Да, пролезть в европейских командах сложно. Но если получилось — это много значит. Сегодня Саша ездит в серьезной компании, у него уже есть авторитет, а это важно. Чтобы самому научиться работать на топовом уровне, нужно видеть, как работают топовые гонщики, нужно, чтобы тебя приняли в эту компанию. Вот увидите: через годик-другой Рябушенко о себе очень серьезно заявит. Даже Кириенко чемпионат Европы в таком возрасте не выигрывал. При этом Саша уже показал, что способен не только работать на лидеров, но и побеждать.

История красивая, но тянет скорее на исключение, чем на закономерность. Ведь в последние годы львиную долю очков, влияющих в том числе и на распределение олимпийских лицензий, приносят как раз ребята и девушки, выступающие в составе велоклуба «Минск». Директор клуба Алексей Иванов замечает, что постепенно проект начинает себя оправдывать и уже совсем скоро у Рябушенко в Про-Туре может появиться белорусская компания:

— Интерес к нашим ребятам есть. Например, еще в прошлом году в команду Про-Тура звали Евгения Королька. Тогда возник вопрос с Олимпиадой. Женя —  один из главных кандидатов на участие в Играх, причем на треке. Переход в профессиональную шоссейную команду мог поставить крест на этих планах. Мы посчитали, что Корольку целесообразнее завершить олимпийский цикл в Беларуси, доездить на треке, а после переходить на шоссе. Мы ведь в конечном счете сами заинтересованы, чтобы наши парни ехали на хорошем уровне. Появятся перспективные предложения — никто держать гонщиков не будет. Более того, мы сами постоянно ведем переговоры с менеджерами команд. Теми, кто принимает решения о переходе. Но ситуация сегодня изменилась. Гонщиков среднего уровня в Европе очень много. Клубам нужны не середняки, а спортсмены, которые придут и с ходу будут способны решать серьезные задачи. И в этом мы согласны: белорусские велосипедисты в европейские команды должны переходить на одну из ведущих ролей, а не быть там чернорабочими с туманными перспективами. При этом руководители команд должны учитывать стремление наших спортсменов участвовать в Олимпиаде, а не решать с их помощью свои внутренние проблемы. Изначально велоклуб «Минск» создавался в качестве своеобразного трамплина, который позволил бы белорусским спортсменам наработать опыт и силу. Сейчас у нас уже появилось несколько спортсменов с таким багажом. Уверен, после Олимпиады о них услышат. И как минимум у Евгения Королька есть все шансы громко заявить о себе на шоссе.

Кто из белорусов громче всех заявил о себе в Про-Туре

Василий Кириенко:

четыре победы на этапах «Джиро д’Италия» и «Вуэльты», победитель и обладатель трех медалей чемпионата мира, двукратный победитель Европейских игр.

Константин Сивцов:

две победы на этапах «Джиро д’Италия», победы в генеральной классификации Тур Джорджии и Тур Хорватии, бронзовый призер чемпионата мира.

Евгений Гутарович:

победа на этапе «Вуэльты», победы и призовые места в однодневных гонках Италии, Польши и Испании.

• Бронислав Самойлов:

победы на велогонках во Франции, Италии и Польше.

• Александр Кучинский:

второе место в Туре Словении, участник многодневных гонок «Тур де Франс», «Вуэльты», «Джиро д’Италия».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter