Зоны повышенного внимания

О незримых, но преодолимых препятствиях

О незримых, но преодолимых препятствиях


Трещины бывают не только в дорожном полотне, но и глубоко в недрах земли. Человеческому глазу разломы в земной коре, конечно, не видны. Однако сильные электромагнитные поля, которые возникают на некоторых участках трасс, влияют на реакцию и поведение водителей ничуть не меньше, чем ямы и колдобины на автомобильную подвеску. Так считают ученые из Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН.


Попутный магнетизм


...Порой даже бывалые инспектора ГАИ недоумевают: великолепная погода, ровная дорога, ничего водителям, кажется, не мешает. Но почему один из них вдруг допускает роковую ошибку? Что мешает уйти от столкновения? Причем схожие ДТП происходят, будто нарочно, в одних и тех же местах. Аномальщина, результат безрассудного поведения за рулем или стечение обстоятельств?


— Ничего мистического в этом, конечно, нет, — считает главный научный сотрудник Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН, доктор геолого–минералогических наук, профессор геофизики Герман Каратаев. — Все дело в сильных электромагнитных полях, которые находятся в зоне разломов земной коры. Давно доказано, и одним из первых на это еще в XVIII веке обратил внимание австрийский врач Франц Антон Месмер. Он считал, что они влияют на физиологическое состояние и реакцию человека, в том числе на водителя. Вместе с сотрудниками УГАИ МВД мы проводили замеры с помощью магнитометра на трассе Минск — Молодечно. И когда наложили две карты — одну с местами концентрации ДТП, а другую с зонами разломов, — очень удивились. Опасные участки совпали.


Выходит, за расплывчатой формулировкой вроде «не справился с управлением» может скрываться вероятное объяснение череды аварий? Но это кажется слишком простым выводом. Ведь ДТП почти всегда следствие сразу нескольких ошибок, а любое гиблое место имеет свою очевидную подоплеку. К примеру, съезд с моста на улице Московской в Минске уже давно заслужил плохую репутацию из–за сложной геометрии дороги. Чем быстрее едешь по нему, тем больше риск не вписаться в поворот. Так же и на закруглении на МКАД около бизнес–центра «ХХI век». Судебные эксперты подсчитали: если машина на этом участке кольцевой будет нестись со скоростью больше 120 километров в час, в четырех случаях из пяти она вылетит в кювет. Впрочем, специалисты настаивают: влияние электромагнитных полей — сопутствующий фактор, который нужно учитывать наряду с другими обстоятельствами.


— Не все разломы земной коры активные, кое–где электромагнитное поле в силу разных причин не проявляется, — продолжает Герман Иванович. — В то же время влияния действующих электромагнитных полей, которые могут быть шириной от нескольких сантиметров до десятков километров, отрицать нельзя. Известны эксперименты над мухами, которые всегда совершали «взлет» и «посадку» в зависимости от направления геомагнитного поля. И наоборот, подводная лодка и космические корабли служат экраном для таких полей, именно поэтому у подводников и космонавтов нарушаются обменные реакции. Это чревато, к примеру, заболеваниями желудка.


По словам ученых, разломов земной коры (а значит, и сильных электромагнитных полей) в Беларуси немало. Они есть практически на каждой крупной трассе. Но почему до сих пор никто не обращал на это внимания, не ощущал дискомфорта и даже не задумывался, что есть такое незримое препятствие? За комментариями обращаюсь в Белорусский государственный медицинский университет.


— Тому есть несколько причин. Во–первых, не все чувствительны к электромагнитным полям. А во–вторых, те 15 процентов, которые подвержены их влиянию, наверняка все спишут на усталость или банальное недомогание, — перечисляет заведующий кафедрой радиационной и экологической медицины вуза, профессор Александр Стожаров. — Что может происходить в организме человека, когда он проезжает такой участок дороги? Изменяется подвижность ионов в клетке. Если у автомобилиста есть патология, то сердечные мышцы могут, например, сокращаться по–другому. Но основной удар примет на себя нервная система, а значит, снижаются внимание, реакция, повышается утомляемость. Для водителя, как вы понимаете, это чрезвычайно важно. Только он минет «опасный» участок, как все придет в норму. В ГАИ очень верно сделали, что обратили внимание на эту проблему. Выход? Устанавливать предупредительные щиты, мол, впереди опасный участок дороги. Электромагнитное поле ведь не обминешь. Поэтому лучше заранее и честно предупредить.


Действительно, от электромагнитного поля не спрячешься: корпус автомобиля от его влияния не защитит. Но нужно ли этому придавать слишком большое значение? Не отказались же мы, в самом деле, от мобильников и микроволновок, хотя они тоже создают электромагнитное поле. С другой стороны, бывают ситуации на дороге, когда все решают секунды и многое зависит от реакции водителя, а если она, тьфу–тьфу, подведет...


В Госавтоинспекции, впрочем, не склонны драматизировать ситуацию в связи с последними наблюдениями ученых. Инспектора ГАИ Минской области досконально изучили ситуацию на трассе Минск — Молодечно и убеждены: достаточно обычных средств организации дорожного движения, чтобы предупредить аварии на этой дороге. А электромагнитные поля — все равно что громкая музыка из соседней машины: мы ее слышим, она может раздражать, но вряд ли помешает управлять авто.


— Не исключаем, что электромагнитные поля могут снижать внимание автомобилистов. Но это все же косвенный фактор, который серьезно на аварийность не влияет. Если водитель почувствовал недомогание, он должен остановиться у обочины, прийти в себя и продолжить движение, — советует начальник межрайонного отделения организации дорожного движения ГАИ Минской области Виталий Лещенко. — Небольшой пример. Между 46–м и 47–м километрами трассы Минск — Молодечно постоянно происходили лобовые аварии. Тоже можно было бы «обвинить» геомагнитные зоны... Однако мы выбрали другой путь решения проблемы. В частности, изменили геометрические параметры дороги — срезали горку, которая ограничивала обзорность. И ДТП сразу стало меньше.


В самом деле, списывать абсолютно все беды на электромагнитные поля автомобилистам как–то не пристало. Влияние их вряд ли может быть оправданием для виновника ДТП. А ученые и медики напоминают: достаточно быть просто внимательным за рулем и не отвлекаться на посторонние вещи. Однако все же создать карту с электромагнитными полями не мешало бы. На всякий случай.


Что делать с несчастливой репутацией машины?


Но научно обоснованные теории — это одно. И совсем другое — приметы, которым порой слепо доверяют наши водители. А может, все дело в том, что мы просто не хотим признавать вину? Например, списываем на несчастливую «биографию» автомобиля или обвиняем во всех смертных грехах черную кошку, перебежавшую дорогу. Звучит как оправдание. Как бы то ни было, суеверия у водителей существуют. К примеру, если автомобиль в первый же месяц после покупки попал в ДТП, нужно от него срочно избавляться, считают многие. Говорят, он и дальше будет «примагничивать» к себе проблемы.


Психологи утверждают: верить в приметы склонны неуверенные в себе люди, которые только и ждут, чтобы всплеснуть руками: «Ну вот, я же говорил, опять авария, все из–за этой черной кошки». Но ведь это самообман! Проблему предрассудки помогать не решают, а только нервируют и настраивают на негативный исход любого дела — будь то заурядная поездка за покупками или целое автомобильное путешествие. Стоит поверить хотя бы в одну из примет, и она обязательно сбудется.


Но иногда и впрямь можно подумать, что машину «кто–то сглазил». Знаю несколько человек, которые постоянно попадают в передряги за рулем. Нет–нет, они самые обычные водители — достаточно дисциплинированные и опытные. Однако стоит им только выехать после очередного ремонта, как обязательно опять попадут в ДТП. Совпадение?


— Одна из первых моих машин — это была самая крупная неприятность на четырех колесах, — признался как–то приятель. — Сначала въехал на ней на бордюр, потом протаранил резко остановившийся джип, хотя вроде бы и держал дистанцию, и вовремя затормозил. Не спорю, в обоих случаях моя вина очевидна. Но как объяснить, что ее потом дважды «били» на стоянке?


Решать проблему предлагают всяк по–своему. Кто–то спешит сменить автомобильные номера или вообще продать несчастливую машину. Ну а кто–то идет в церковь. Говорят, помогает...


— Если, конечно, владелец автомобиля следует христианским истинам. Мы всегда спрашиваем у человека, причащается ли он, носит ли крест, ведет ли жизнь по заповедям, — говорит протоиерей Олег Шульгин. — И только потом читаем молитву и окропляем машину освященной водой. Это священнодействие для того, чтобы призвать благодать Божию на доброе дело. Водители обращаются к нам за помощью довольно часто, но предупреждаем сразу: на нехорошие дела благословения вам никто не давал. Один ослушался, отправился к любовнице — и попал в крупную аварию. Приезжал каяться...


* * *


Прагматики скажут: на электромагнитные поля никогда не обращал внимания, на приметы тем более не собираюсь. И, наверное, будут правы. Люди мнительные и без того найдут повод отложить важную поездку на неопределенное время или вовсе пересесть на общественный транспорт. Что ж, тоже справедливо. В любом случае выбор — верить или не верить — остается за нами.

 

На снимке: Минск. Съезд с моста на улице Московской. Это место давно заслужило дурную репутацию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter