В чем смысл профессионального спорта?

Зона комфорта

С детства отбирают самых талантливых и способных, мучают их, дрессируют, воспитывают, развивают, чтобы получить человека–киборга в хорошем смысле этого слова
«Хорошая жена, хороший дом — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!» (Абдулла, к/ф «Белое солнце пустыни».)

Вопрос на первый взгляд прост, как пудовая гиря: «В чем смысл профессионального спорта?» Но не торопитесь с ответом. Уточняю: не физкультуры — тут смыслов может быть тьма, от поправки здоровья до красоты телесной, а именно спорта высоких достижений, как мы его клишированно привыкли называть. Наверное, в рекордах. Это ведь, как Спарта. Или нет? С детства отбирают самых талантливых и способных, мучают их (а как без этого?), дрессируют, воспитывают, развивают, чтобы получить человека–киборга в хорошем смысле этого слова. Чемпиона. Терминатора. Мощную машину по добыванию рекордов. Робота, нацеленного на медали.

Я почему сомневаюсь? Вставляю эти лакировочные «наверное», знаки вопросов? Потому что так, безусловно, должно быть и к этому вроде бы все заточено. Фармакологические войны, политическая конъюнктура, скандалы и разоблачения — все это звенья одной цепи. В том числе и серьезные денежные потоки, которые государства вливают в профессиональный спорт и его апологетов. Но восприятие самими спортсменами и тренерами своего предназначения в спорте, мне кажется, очень сильно притупилось. Может быть, даже перевернулось с ног на голову. И это проблема.

В женской борьбе уже много лет практически не имеет конкурентов сборная Японии. Даже россияне со своим могучим аппаратом людских ресурсов и финансовых возможностей ничего не могут противопоставить самурайской самоотверженности этих хрупких и ничем особым не примечательных с виду дам. Феномен «онна бугэйся» (женщина–самурай), не слыхали? С 2004 года, когда женская борьба вошла в программу Олимпиад, японки завоевали 11 золотых медалей из 16 возможных. В Рио–де–Жанейро на их счету 4 золота и одно серебро в шести весовых категориях! Каори Ите — легенда, четырехкратная олимпийская чемпионка! То есть она вообще не проигрывала. Никому и никогда! Каори Есида, уступив в финале Игр–2016, не смогла присоединиться к подруге по команде по числу титулов и прямо на ковре после поражения хотела сделать себе харакири. И это не преувеличение. Расскажу вам по этому поводу историю японки Хитомы Обары. С малых лет она занималась борьбой, начиная каждый день с пробежек босиком (зимой — по снегу). В 19 лет стала чемпионкой мира. Готовилась выступить на Олимпиаде–2004, но получила травму и не поехала. Это стало для нее таким ударом, что девушка впала в глубокую депрессию, два года не выходила из дому, располнела с 48 килограммов до 80 и несколько раз пыталась вскрыть себе вены. А потом вернулась на ковер. И что бы вы думали? На Играх в Лондоне в 2012–м выиграла золото! И еще семь раз становилась чемпионкой мира.

Вот это — настоящий профессиональный спорт. Люди идут к рекордам и добиваются побед, проходя путь лишения и самоистязаний. И физически, и психологически они составляют одно целое. Путь нелегкий и работа адская. Но, пройдя его и взойдя на вершину, чемпионы получают почет и уважение, становясь на высокую общественную ступень и получая материальные блага. Именно такую философию сеет в своей команде Владимир Шантарович, за что, к слову, нашу сборную гребцов и потопили, не пустив на Игры в Рио–де–Жанейро. Рост результатов идет только через физический стресс, когда организм на пике, а от усталости человек после тренировки в буквальном смысле валится на землю, и его приводят в чувство, поливая водичкой. Есть такое в нашем спорте? Наверное, но только в единичных случаях, не система, а исключения.

Комфорт убивает рост. Не только в спорте, разумеется, практически в любой сфере деятельности (в журналистике, к слову, тоже), но сейчас мы говорим именно о спорте высоких достижений. Каждое упражнение делается и дается не просто так, и если у спортсмена нет реакции организма на пике недельной нагрузки, значит, все — живет в комфорте. 99 процентов населения страны хотят именно такого состояния — жить в комфорте и получать за это хорошие деньги. Ничего не делать, а чтобы с неба валилось три тысячи долларов в месяц. Беда в том, что понятие Спарты перестало у нас ассоциироваться со спортом. Притупились умы, упал эмоциональный градус. Спорт сегодня для абсолютного большинства к нему причастных и в него идущих — это Острова блаженных, один из символов рая в мифологии. Цель спортсменов и тренеров — не рекорды и медали, а зона благополучия и комфорта, достигнув которой можно бросить якорь и наслаждаться негой. Возьмите практически любой вид спорта и увидите там именно такую картину маслом. Спортсмен обут, одет, накормлен, стоит на хорошей министерской ставке с премией. И ему больше ничего не нужно. Тренировки превращаются в рутину, где пиковым нагрузкам уже давно нет места. Жизнь удалась, комфорт создан, цель достигнута.

Вот я и спрашиваю: в чем у нас заключается смысл профессионального спорта? Только не торопитесь с ответом...

Советская Белоруссия № 235 (25117). Среда, 7 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter