Как работают западные технологии на примере отдельных белорусских интеллигентов

Зомби с мозгами

В интернете (даже в «Телеграме») появилось любопытное исследование «Психографический социохакинг» (NLProgram). Это о «методе программирования мнений, настроений и психического состояния социальных масс в интересах манипуляции через интернет». Нагуглите, почитайте — познавательно. Сему проекту, между прочим, уже восемь лет. 

Духовное окормление белорусского «протеста» ведет (с весны 2020-го, а то и раньше) обширная группа фейсбучно-инстаграмных «интеллектуалов». В ней есть и профессора, и писатели, и мелкие бизнесмены, и их жены, самодеятельные артисты, «манагеры»… куча тех, кто себя относит то к «интеллигенции», то к «креативному классу». А если, упаси боже, «к народу», — то себя они уверенно числят в «элите нации». 

Выбор цели 

Вот такие белорусы (далее для простоты — «илита»), судя по анализу, приведенному в исследовании, и были определены как приоритетная цель для NLProgram. Результаты воздействия социальных психотехнологий можно теперь ежедневно листать в интернете и — опосредованно — еженедельно видеть на улицах Минска. Пока еще можно. Так что еще раз рекомендую: прочитайте. 

Простой пример: нехта в интервью говорит про «7, от силы 10 тысяч», выходивших на протесты в начале августа. И на вопрос: «А зачем же ты писал про сотнитысячные протесты» уверенно, не запнувшись, отвечает: «Мы не можем говорить людям про 2–3 года. Люди хотят вот этих перемен здесь и сейчас». 

Другими словами, 22-летний сопляк всех этих 40–50 и даже пенсионного уже возраста наших сограждан почитает биомассой. У них дипломы, ученики, звания, книги, свои дела, дети и внуки, прожитая жизнь, в конце концов, — но малолетний гаденыш лучше знает, что им нужно. Что им нужно знать в том числе. 

И «илита» послушно соглашается. Во всяком случае, ни одного плохого слова в сторону Варшавы от них не было. Наоборот: «Классный парень. Бесспорный талант». Их пользуют — им нравится. Неплохие такие технологии, согласитесь. 

Замена критичности

Свои мозги незаметно подменяются чужими слоганами. Вслед за нехтомотольками они слаженно повторяют в своих фейсбуках: «Парня забрали просто за то, что он сидел на площади!» Низабудим-нипрастим. Притом все ведь знают, зачем пришел, чего хотел, за что забрали. «Что ж вы меня бьете? — надрывался Балаганов, — я же только спросил, который час!» 

«Илита» много читает. В подавляющем большинстве имеет высшее образование, а то и два. Учит молодежь — и буквально, и косвенно. Прожила жизнь. И тем не менее что ни день публикует у себя и копирует у других: «Беременную лишили ребенка!» — а та залетная «змагарка» месяцем раньше от ребенка избавилась, справка есть. 

«Не выдержала мать 17-летнего змагарыша!» — да, не выдержала. Только допишите диагноз, не постесняйтесь. От него трудно не умереть, печень не выдерживает. 

«Он перетащил 200-килограммовое фортепьяно к балкону и ударил по клавишам!» — подвиг пианиста, да? Продолжайте: и уехал. Да как: сначала из квартиры, потом из города, затем — вообще из страны. Можете дописать известное: «Сейчас он официантом в Лондоне. Жалеет страшно».

Как можно не проверять информацию? Их же учили. Что за тяга каждый вечер расчесывать новую вавку на месте старой? Жизнь же прожили. Все монеты двусторонни — зачем же сейчас повторять друг другу, как мантру: «Мы победим. Точно-точно, сон видела. Не можем не победить. Что-то витает в воздухе?» 

Истерика как способ

Это такое состояние — тревожно-истеричное, спасибо технологиям. Когда и не победить страшно, и победить еще страшнее, и что вообще делать — непонятно. Ни лидеров, ни повестки, ни программы — ничего ведь нет, один голимый «протест». И перспектива ответить — впереди. Отчего градус истеричной тревожности лишь растет. 

Каждый либо слышал, либо сам участвовал в таком вот семейном скандале: «Дорогая, если бы ты дала себе труд подумать…» — «Ты сказал, что у меня нечем думать?!» — и через день о том, что «он назвал меня безмозглой дурой» будут знать и мама, и свекор, и все подруги, и на работе. Как же я могла его не выгнать из дома? Никак не могла. 

Подобным образом и ведет себя сейчас «илита». Никого из них никто не называл ни «народцем». Ни «овцами». Ни «наркоманами и проститутками» — никого из них и никто вообще. Но как же упустить такой шикарный повод поскандалить? «Мы не овцы», — дружно блеет в интернете «илита». Хотя на самом деле — наоборот.

Креативный класс

Возвышают, говорят, голос маркетологи и пиарщики — те, на ком Беларусь только и стоит. Без «творцов и созидателей», говорят, кранты стране, без креативного-то класса. Но тут вот какая история: еще лет 5–15 назад, кого из «криэйторов» ни возьми, каждый считал бчб-флаг и всю бнф-символику… как сказать… отстоем. Уделом упертых, косных, безнадежно отставших лузеров. Разве не так было? Так. 

Прошло время — и для своего «протеста» ничего другого не придумали наши «креативщики», кроме как стырить у презираемых ими же — все. Вот ничего своего. Ну не считать же «камень, ножницы, бумагу» за креатив? Смотрите: ни песен, ни лозунгов, ни флага, ни символики, даже кричалки с плакатами какие-то… быдловатые, прямо скажем. И они еще, сказал бы классик, борются за высокое звание «креативного класса»? Да нет, остается только «презерать», как они сами и пишут. 

Однако: кто-то же навязал «творцам и созидателям нового» ранее не воспринимаемую ими символику в качестве протестной? Да так, что они ничего не заметили. Вот где настоящий-то креатив. Воплощенный в те самые NLProgram-технологии. 

Я и есть народ 

И последнее, пожалуй. Когда диалог вновь начнется, а это неизбежно случится, то начнется он вот с чего. Первые погромщики вышли на улицы Минска еще до завершения выборов. И задолго до объявления их результатов. Иначе говоря, силовое противостояние начало не государство, не его структуры, не его люди. А уж дальше во многом понеслось, как в том семейном скандале. Но началось именно с этого. 

И второе, насчет «украли голоса». Я понимаю, что мало кого из «илиты» смогу убедить, что «подсчет ленточек, стоя за воротами» никаким подсчетом не является по определению. Что количество выходящих сейчас на «марши» (мизерное, если в процентах) — это и есть реальное число их сторонников. Что между голосовать и рассказывать, как голосовал, разница та же, что и между «сидеть в фейсбуке» и «мешки таскать». 

«Илита» по жизни с народом если и пересекается, то краями. Она в социальном смысле самозамкнута, отсюда и схожесть мнений. А тут еще им сказали: во-от, видите, вы и есть народ, вы и без государства можете, вы правы, ведь вы все так говорите. И крышу наглядно скосило: я — народ, я «хачуперамен», принесите и положите. Мне. Вот сюда. Пока я низабуду, нипрашчу. 

Но, быть может, «илита» послушает Анатолия Вассермана, он-то всяко поайкьюшнее будет? «Если я и львиная доля близких мне друзей проголосуют за одного кандидата, это еще не значит, что все остальные не голосовали за другого. Раз народ поддерживает Лукашенко, то для всех, кто его не поддерживает, будь то хоть первый в мире лауреат Нобелевской премии среди литературных обработчиков Алексиевич, для них для всех это не народ.

Когда Алексиевич говорит, что народ Беларуси требует.., она совершенно искренне считает народом только своих единоверцев. Когда Спиваков отказывается от ордена, выданного от имени народа, это тоже значит, что такой народ его не устраивает». 

Однако другого народа, господа, у нас для вас нет. 

Самозваные лидеры

Кстати, вот и последний из ваших светочей, авторитетов и ориентиров, лидеров протеста, «илиты из илит» и прочая и прочая… бросил вас. Светлана Алексиевич отправилась в Европу, по делам, срочно. 

Напомню, что никто (и из вас тоже) никого в так называемый «координационный совет» не избирал. Его написали по принципу «кого помню» и «мои френды в фейсбуках». И напомню, что лауреат наша посетила одно лишь выставочное заседание — для фотокамер, — после чего спасалась от ковида в своей квартире. В окружении иностранных послов. А в Европе же пандемии нет, все знают.

Причины понятны: надо поискать себе новый народ. И новую страну для жизни. И выбрать, к которому же из «правительств в изгнании» примкнуть и осчастливить. В Варшаве? Или все-таки в Вильне? А то — прямо в Канаде, где «Рада БНР»? Сложный выбор. А главное – нравственный.

Илоты 

Так случайно получилось, что «илита», использованная просто для краткости, созвучна с «илотами». Чем-то средним между крепостными и рабами в древней Спарте. Но реально оно так и есть: «илита» уже, считай, в крепости у зарубежных телеграм-каналов, у собственных социальных пузыриков, у мнения о себе других «змагароў», у оценки своих действий зарубежными либералами-демократами. 

Гложет чистый естественно-научный интерес: так ли сильны эти хваленые NLProgram-технологии, чтобы довести когда-то образованных и внешне неглупых людей до состояния духовных рабов? 

Интерес практический: среди «илиты» есть еще действующие преподаватели, писатели, профессора, актеры — короче говоря, все те, кто так или иначе может влиять на души, на молодежь, на общество. Что-то подсказывает, что Беларусь нуждается в другом «креативном классе». В новом. 

Чтобы не накипало. 

mukovoz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter