И в свои 95 актриса Вера Васильева продолжает удивлять поклонников

Золушка с Чистых прудов

Более 70 лет Вера Васильева выходит на театральные подмостки

Народная артистка СССР Вера Васильева недавно отметила солидную дату — 95-летие со дня рождения. В послужном списке актрисы более 60 разноплановых театральных ролей и около 40 кинообразов. Ее первые работы в культовых советских лентах «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева и «Свадьба с приданым» Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских зрители с удовольствием пересматривают и сегодня. Васильева — образец высокого вкуса, такта, интеллигентности. За душевную теплоту и особую оптимистическую наполненность образов ее и любят зрители.
satire.ru

По амплуа и внутреннему складу Вера Кузьминична считает себя не сатирической актрисой. Тем сложнее ей 70 лет выходить на сцену прославленного московского Театра сатиры, в лучшие свои годы предлагавшего зрителям комедийные, озорные, сатирические и всегда острые по форме спектакли. Органика и обаяние Васильевой действительно лучше раскрывается в напряженных психологических историях. Хотя одна из ее звездных ролей — Графиня в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Валентина Плучека по пьесе Бомарше — случилась во всех смыслах именно в искрометной костюмной истории. Эта постановка стала эталонной версией комедии Бомарше благодаря яркому актерскому ансамблю во главе с Андреем Мироновым. Телеверсия спектакля доступна в интернете, и насладиться ей может каждый.

В программе «Линия жизни» актриса признавалась, что по 15 лет ждала новых ролей, и путь ее не был усеян розами. Ярким событием 2012 года стал спектакль Романа Виктюка «Реквием по Радамесу», в котором Вера Васильева вышла на сцену Театра сатиры вместе с Ольгой Аросевой и приглашенной звездой, оперной дивой с мировым именем Еленой Образцовой.

ЦИТАТА

«Сейчас я нахожусь в таком состоянии, что человек с совестью должен пойти и сказать: «Больше я играть не имею права». У меня совесть-то есть, а сил пойти и сказать… Ну не могу!»

Звезда из народа

Васильева родилась в обычной рабочей московской семье. В 1948 году окончила Московское городское театральное училище при Театре Революции. Еще студенткой дебютировала в кино в эпизоде картины «Близнецы», а вскоре после этого состоялась ее судьбоносная встреча с режиссером Иваном Пырьевым, снимавшим «Сказание о земле Сибирской». В 93 года Васильева в одной из своих автобиографических книг (она написала две книги мемуаров — «Продолжение души» и «Золушка с Чистых прудов») решилась рассказать о домогательствах режиссера, видимо, поддавшись мировому тренду me too. После сьемок Пырьев пригласил 22-летнюю студентку в свой гостиничный номер и сделал ей недвусмысленное предложение, актриса в ужасе убежала. Разозленный режиссер пригрозил, что больше она не снимется ни в одной картине. И действительно, в дальнейшем при любой возможности перекрывал ей кислород. (О чем-то похожем написала в своей книге «Канатаходка» и актриса Наталья Варлей.)

Возможно, поэтому звездных ролей в кино, в отличие от театра, у Васильевой было не так много. Васильева украсила своим появлением комедийную ленту Элема Климова «Похождения зубного врача» (1965), музыкальную комедию Татьяны Лиозновой «Карнавал» (1981), мелодраму Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана» (1985).

Несмотря на внушительный стаж работы, Вера Кузьминична признается, что друзей в театре у нее никогда не было. Актриса дистанцируется от всех громких историй, связанных с прошлым Театра сатиры. Устроители российских телешоу любят покопаться в грязном белье известных людей. Достаточно вспомнить, сколько шума наделало признание Татьяны Васильевой о ее отношениях с главным режиссером театра Валентином Плучеком. В целый сериал превратилось разбирательство внебрачных отношений Спартака Мишулина. Вера Васильева если и берется судить о коллегах, то сугубо с творческой колокольни: «Андрюша Миронов был настолько блистательным, что я понимала: рядом с ним что я, что, скажем, Валечка Шарыкина — у него в игре ничего не изменится. Ему партнер не был уж так необходим».

Но не все актеры, даже очень хорошие, приходились ко двору в Театре сатиры. Например, когда показывалась Людмила Гурченко, женская часть худсовета встречала ее ледяным молчанием. «К нам в театр показывалась и Инна Чурикова с драматическим отрывком из Тургенева, и она тогда мне очень понравилась, — вспоминает Вера Васильева. — Но я понимала, что ей предстоит в Театре сатиры моя судьба: то есть ей не будут давать такие роли, в чем она самая прекрасная — в своей искренности. И я на худсовете тогда сказала: «Я бы на ее месте в наш театр не пошла». Ведь роли в наших спектаклях были неглубокие: ну, хорошенькая девчушка должна спеть песенку, поссориться со своим парнем, а через один акт помириться с ним и спеть уже вдвоем. И я считаю, что Инну Чурикову спасло то, что ее не взяли: она бы у нас погибла. Я сама всегда очень страдала от таких ролей». Васильева в этих ролях не погибла, напротив, проявила все грани своего дарования, став примером жизнестойкости и мудрости.

Верный друг и единомышленник Васильевой актер Владимир Ушаков несколько лет добивался ее руки. Он влюбился в нее во время съемок картины «Свадьба с приданым», а сердце актрисы прикипело к режиссеру этого фильма Борису Ровенских. В брак с Ушаковым Васильева вступила в 1956 году, они прожили вместе 55 лет. Владимира Петровича не стало в 2011 году.

Минские аншлаги

В 2011 году после 25-летнего перерыва Театр сатиры приезжал в Минск на гастроли и два дня показывал свой хит — постановку Сергея Арцибашева «Орнифль» по пьесе Жана Ануя с участием Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Веры Васильевой и других звезд. Надо ли говорить, что спектакли прославленной московской труппы, гастролировавшей в середине 1980-х в летнем Минске около месяца (эх, славные советские театральные традиции!), и на этот раз прошли с аншлагом. Сейчас белорусскому зрителю не хватает серьезных гастрольных впечатлений, чаще всего нам приво­зят театральный «фастфуд», а тут еще и пандемия, отменившая многие театральные проекты… 

КСТАТИ

В 1972 году Вера Васильева исполнила роль Лидии Семеновны в спектакле «Таблетку под язык» по пьесе известного белорусского драматурга Андрея Макаенка.

Самоизолировалась от юбилея

По поводу своих сегодняшних ролей Вера Васильева так сказала в недавнем интервью театральному обозревателю «Московского комсомольца» Марине Райкиной: «Да, я играю, и если хватит сил — думаю, еще поиграю. У меня сейчас три спектакля: «Таланты и поклонники», автобиографический «Вера» (на «Чердаке», под крышей театра), а вот с «Роковым влечением» мы решили подождать, потому что там много переодеваний и восхождений на крутую лестницу. А так как ноги у меня уже не очень-то, то пока подождем…»

Конечно, возраст дает о себе знать. Но актриса всегда трезво относилась к себе и никогда не кокетничала: «Трудно, очень трудно. Есть очень большой страх — забыть текст, страх пошатнуться, потому что голова кружится… И что публика подумает тогда… Говорят, пожилые актеры обычно играют с суфлером в ухе, — не знаю, не пробовала. Теперь, может быть, попробую. Но вот в «Пиковой даме» сама роль к этому располагает: графиня сильно в возрасте, поэтому я могу долго кряхтеть, сердиться, злиться на себя и на прислугу, а сама спокойно ждать подсказки. Это все, конечно, не радость. Тяжело, но ничего не поделаешь — 95».

К слову, накануне круглой даты Вера Кузьминична самоизолировалась — отказалась отмечать юбилей. Впрочем, на количестве поздравлений это не отразилось. Присоединяемся к ним и мы.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter