Спагетти и «рожки» наделали немало переполоха. Правительство рассматривало программу развития отрасли и, проанализировав цифры, сделало вывод: отрасли–то собственно уже почти нет. Из 110 — 115 тысяч тонн продаваемых в стране макаронных изделий на родине производится только 15 тысяч, причем две трети — неважного качества, поскольку оборудование на крупнейшем профильном предприятии в Борисове полностью изношено. «Боримаку» решено дать кредит на закупку итальянских машин. Но для того чтобы отечественные «ракушки» да лапша, как записано в программе развития, отвоевали через 2 года половину, а в перспективе — три четверти белорусского рынка, одного только высокого качества продукции мало. Не исключено, понадобятся квоты, разнарядки и прочие механизмы прямого административного вмешательства в коммерческую деятельность магазинов. На эту мысль меня навела... посылка.
Вообще–то в газеты чаще пишут письма, а тут, в стандартном фанерном ящике лежали две пачки макарон–«граммофонов» с припиской: «В качестве документального подтверждения качества выпускаемой нами продукции, прикладываем ее образцы. Будем рады, если они вам понравятся. С уважением, по поручению коллектива из 54 человек генеральный директор ИЧУПП «Смак» Игорь Хаткевич».
Семь лет назад в Витебске появилось частное предприятие, способное изготавливать 300 — 400 тонн макарон в месяц, кстати, на итальянском оборудовании. Выпускает же втрое меньше. Почему? Развозить продукцию по магазинам маленькой фирме накладно. Доверить товар оптовым базам — значит, оплату ждать годами. А местные магазины не берут.
Повод для отказа — слишком дорого. Причина — монополия. Какая такая монополия, скажет мне дотошный читатель, — 85 процентов магазинов страны приватизировано, у них разные хозяева. Да, но в последние годы в крупных населенных пунктах появляются торговые точки с одним названием. Это частная сбытовая сеть. Одиночке нынче очень трудно плыть в бурном товарном потоке. Поставщики облюбовали гипермаркеты, где крутится море народу. И можно позволить большие скидки в цене, которые компенсируются за счет оборота. С целью выжить стали объединяться выкупленные коллективами или частниками продмаги. Скажем, в Витебске два таких объединения–монстра, которые контролируют более 100 магазинов областного центра. Директор одного из них однажды сказал «Смаку» — «нет». И вот уже несколько лет твердо держит слово, торгуя любыми другими макаронам, только не местными.
Хотя в Минторге подтверждают, что качество витебских макарон соответствует иностранным аналогам. Более того, предприятие выпускает так называемые граммофоны для фаршировки. Уж не знаю, сколько стоит килограмм таких макарон зарубежного производства в Витебске, но в гипермаркетах Минска гигантские итальянские макаронины стоят дороже мяса — 12 — 15 тысяч рублей за полкило. Смаковские — в 10 раз дешевле.
В эти макаронные перипетии я посвятила заместителя начальника управления торговли Витебского горисполкома Инессу Егорову. «Ну и что же вы хотите? Чтобы мы заставили одного хозяйствующего субъекта покупать продукцию другого?» — ответила она. Да, действительно, какой–то нерыночный ход.
«Но мы устали стучаться в организации розничной торговли, — утверждает заместитель директора фирмы «Смак» Елена Ризо, — где нам открытым текстом говорят: «На вашей продукции можно заработать максимум 30 процентов (это предельная торговая надбавка, утвержденная Минэкономики), а на импортной — 50 и даже 100 процентов». Цепочки поставки макарон, да и других ходовых продуктов в страну из России непрозрачны. Эксперты считают, что довольно распространенным явлением стали «откаты» — своего рода премия торговым работникам, а по сути дела, взятка за то, чтобы твой товар появился на прилавке, а еще лучше — был заметнее других».
...После этого я совсем по–другому взглянула на ассортимент наших магазинов. В одном, например, наименований тридцать майонеза, но львиная доля — либо российские, либо частных фирм, причем среди ингредиентов указан модифицированный крахмал. Звоню товароведу, почему, мол, нет в продаже продукции «гормолзавода N». «Разбирают», — говорит. «Так закажите больше». — «Да, конечно, мы обязательно учтем ваши пожелания», — слышу вежливый ответ. Но ни завтра, ни послезавтра купить запрашиваемый продукт в этом магазине мне не удается. Ассортимент устойчив, как скала.
Может, на заводе какие проблемы? «Что вы! — Восклицает коммерческий директор и тут же просит не называть ее фамилию (а то как бы вообще не перестали брать товар). — После модернизации, на которую затрачены большие кредитные ресурсы, мы выпускаем молочную продукцию принципиально нового качества, но, к сожалению, в город привозят аналогичный товар 44 иногородних и иностранных поставщика. Он порой хуже, но продается. Сама не раз наблюдала: молока нашей марки в торговом зале нет, стоит завозное. Но, допустим, человеку нужно купить его на ужин. Не будет же он, уставший после работы, колесить в поисках по городу. Возьмет какое есть. К сожалению, товар нам навязывает не только реклама, но и торговля, по своему усмотрению формируя ассортимент. А мы бы рады продавать молока, майонеза гораздо больше, от этого зависят наши прибыль и зарплата. Но часто магазины отказываются от сотрудничества или сокращают заказы, мотивируя это отсутствием спроса».
Как выяснилось, проблемы с продвижением товара на рынке есть у минских хлебопеков (сейчас очень модны собственные хлебопекарни при магазинах), мясников и кондитеров. Не появятся ли они и у тех двух макаронных заводов мощностью 20 тысяч тонн, которые планирует построить Правительство, решая проблему потерявшейся отрасли? Хотя, казалось бы, что такое макароны? Мука да вода. А глянешь глубже — не счесть проблем.
Компетентное мнение
Людмила Петраковская, начальник управления организации торговли Минторга:
— Министерство торговли в первую очередь заинтересовано, чтобы в магазинах и гипермаркетах продавался отечественный товар. И чтобы впредь не было разговоров о том, что наши предприятия отказываются брать на реализацию белорусскую продукцию, принимаем жесткие меры. Сейчас идет подготовка нормативного акта, который максимально исключит подобные ситуации.
Золушка на макаронной полке
Почему «в опале» отечественные товары?