Золотые руки

Они называют себя коллегами стоматологов - инструменты ювелиров напоминают оборудование дантистов: пинцеты, зажимы и даже.
Они называют себя коллегами стоматологов - инструменты ювелиров напоминают оборудование дантистов: пинцеты, зажимы и даже... бормашины.

Но стоматологов, конечно, не в пример больше. В Могилеве, например, работает всего одна частная ювелирная мастерская - 7 мастеров, 2 ученика. На ювелира сложно выучиться, еще сложнее получить лицензию. Зато изделия умельцев с могилевской улицы Пионерской знают даже жители Германии. Недавно могилевчанка и иностранец, решившие пожениться, заказали здесь обручальные кольца - мастерскую гостю города порекомендовали соотечественники. Дело не в том, что ювелирные изделия за границей дороже, - во всем мире ценится работа мастеров из стран СНГ. Наши специалисты берутся изготовить кольца, цепочки, браслеты и кулоны не только по каталогам и эскизам - иногда воплощают в жизнь даже идеи заказчика: поговорят с клиентом, пожелавшим иметь что-то необычное, и примутся за работу.

Для непосвященных золото - тяжелый металл желтого цвета с плотностью 19,32 г/см3 и температурой плавления 1064,4оС, для ювелиров - материал, о котором они могут рассказать абсолютно все. Знают, как отличить золото от подделки, почему для ювелирных изделий лучше использовать "наш", а не импортный металл, какое изделие кому больше пойдет.

Владимир Васильевич Пырин может делать из драгоценных металлов практически все. Он - мастер первой категории, потомственный ювелир.

- Я ведь уроженец села Красного-на-Волге Костромской области, - рассказал мастер. - Когда обучался профессии, в нашем селе жили 8 тысяч человек, и каждый четвертый работал на местном ювелирном заводе. Сейчас завода нет, но на его месте осталось несколько мастерских. А мастера наши славятся на весь мир.

Он осваивал профессию в Красносельском училище художественной обработки металлов.

- Это высшее училище? - поинтересовалась я, услышав о сроке обучения - 4 года.

- Нет, высшее - Строгановское - в Москве, Красносельское дает среднее образование. А учиться нужно долго, потому что профессии ювелира быстро не обучишься.

В Беларуси подобных учебных заведений нет, но, если юноша захочет стать ювелиром, выезжать из страны не обязательно. В любой мастерской - и государственной, и частной - способным ученикам будут рады.

Над столом ювелира довольно мощная "вытяжка".

- Профессия у нас вредная, - объяснил Владимир Васильевич, - молоко и кефир получаем. Плавка, пайка, обработка изделий кислотами, работа с кадмием, цинком здоровья не прибавляют.

- А какой инструмент у ювелиров главный?

- Руки, - смеется мой собеседник. - Основным в нашем производстве остается ручной труд. Но и без хороших инструментов многого не сделаешь. Используем импортные, отечественные, самодельные приспособления. А самый главный, как ни странно, напильник.

Благородные металлы обрабатываются несколькими способами. При прокатке золото сжимают между вращающимися валками, затем протягивают через фильеры - получается проволока для цепочек. В старину так готовили материал для кольчуг. Обработка ювелирных изделий пилкой считается высокохудожественной работой. Одним неточным движением можно испортить украшение. Перед тем как пилить, мастер рисует орнамент или монограмму четким контуром. Если контур получился расплывчатым, рисунок приходится стирать и наносить заново. Напильником же устраняют излишки металла, придают заготовке определенную форму, нужный размер. Такую обработку проходит каждое изделие, поэтому мастера и называют напильник главным инструментом.

Один из старейших способов художественной обработки - филигрань-грануляция, или скань, - орнаментальное украшение мелкими металлическими зернами. А интереснее всего наблюдать за литьем колец - сначала делается форма, в которую заливается воск. Полученное колечко-"восковка" ничем не отличается от будущего украшения - его можно надеть на палец, представить, как будет смотреться "копия" из благородного металла. "Восковки" нанизывают на стояк, ставят в специальную емкость и заливают гипсом - получаются формы для заполнения расплавленным золотом.

В наше время можно сделать золото любого цвета, от белого до черного (все зависит от примесей), и все равно оно останется золотом.

Клиенты в мастерской бывают разные. В первый год работы, пять лет назад, один "новый белорус" заказал модную по тем временам золотую цепь весом в килограмм - проволоку для необычного ювелирного изделия местные ювелиры тянули вчетвером.

Житель Германии, пожелавший принять православную веру, был удивлен, когда за крестик ручной работы с элементами филиграни запросили всего 80 тысяч рублей.

Многие просят изготовить украшения для родственников из Америки - в память о родине.

Среди постоянных клиентов - минские цыгане, которым очень нравятся крупные тяжелые перстни и серьги. А в Могилев ездят потому, что здесь украшения обходятся дешевле и качество устраивает. Заказов оставляют много - для себя, детей, многочисленной родни. Однажды по рекомендации цыган в мастерскую наведались поляки, с тех пор приезжают постоянно.

Иногда мастерам приходится исправлять ошибки своих зарубежных коллег. Женщина принесла часы, купленные за границей: гарантия имелась только на часовой механизм, а сломался как раз серебряный браслет. Она обошла многие мастерские - и за границей, и у нас. За работу взялись только на Пионерской.

Ювелир должен обладать усидчивостью, хорошим вкусом и воображением. Непоседливый, нетерпеливый человек никогда не сможет собрать вручную, к примеру, звенья цепочки: за несколько минут такая работа не делается. И еще мастеру нужен зоркий глаз, чтобы подмечать и устранять малейшие изъяны в процессе работы.

Бытует мнение, что ювелиры - люди зажиточные. Раньше, возможно, так и было. По словам мастеров со стажем, лет 20 назад работать было проще: больше платили, профессия считалась престижнее, а клиенты за хорошие вещи денег не жалели.

Большинство сегодняшних посетителей стремится вложиться в весьма скромную сумму, довольствуясь штамповкой из импортных каталогов. По-настоящему интересные заказы (филигранная работа, дающая возможность раскрыть талант) попадаются редко.

Мастера разрабатывают новые модели, которые не стыдно предложить клиентам, но "пробить" новинки, согласовать во всех инстанциях - непросто. Приходится "срисовывать" модели у иностранцев, которые сами не прочь поучиться у наших ювелиров.

И все же настоящий ювелир вкладывает душу в каждое изделие: и в сложнейший браслет, и в простенькое колечко-штамповку. Носить вещи ручной работы полезно. Они несут в себе творческую энергетику мастера.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter