Золотые парашюты

О европейском антикризисном плане

Уф–ф, сработало! Вчера утром мировые фондовые рынки открылись ростом котировок. Что это означает, может хорошо представить, например, врач, всю ночь спасавший больного... Под утро ему оставалось лишь ждать, чем закончится кризис — поворотом к выздоровлению или...


К счастью, финансовый кризис второго «или» избежал. После целой недели падения все основные европейские индексы прибавили по 5 — 6 процентов. Это говорит о том, что кредит, а в переводе с латинского это слово означает не что иное, как доверие, возвращен. Вот только вопрос: доверие к кому восстановлено? К самим банкам или правительствам, их поддержавшим? Впрочем, с позавчерашнего дня эти понятия почти тождественны... Для того чтобы избежать падения, развитые государства раскрыли над своими финансовыми системами «золотые парашюты» — практически выкупив крупнейшие банки и предоставив еще большие гарантии вкладам населения.


Об этом и хочется поразмышлять. Искушенный читатель, конечно же, знает, что американский термин «золотой парашют» имеет еще одно, устоявшееся значение. Вообще–то в бизнесе «золотым парашютом» называют договор с топ–менеджером компании, предусматривающий выплату значительной компенсации в случае прекращения трудовых отношений. Самый известный случай имел место с телекомпанией НТВ, когда генеральный директор Борис Йордан получил за досрочно прерванный контракт 10 миллионов долларов компенсации. Ну а «премиальные»-бонусы 300 — 500 тысяч долларов для топ–менеджеров — обычное дело. Заметьте, их выплачивали не за работу, не за отличные показатели компании, а просто за то, чтобы этот менеджер не сбежал, не обманул, не допускал махинаций на рабочем месте...


Случившийся финансовый кризис показывает, что на самом деле эти топ–менеджеры, которым якобы за их выдающиеся способности платили бешеные деньги, — гроша ломаного не стоят. И сегодня, когда надо жить по средствам и сокращать штаты, — их первыми же и увольняют. Не помню где, но я в эти дни прочитала мнение: чтобы сэкономить определенную сумму, куда проще уволить одного топ–менеджера или раскрученного аналитика, чем 30 — 40 сотрудников офиса. «Мы ищем людей, готовых работать за адекватные деньги», — говорят сегодня владельцы выстоявших в кризисе компаний.


Вот в этом и состоит, на мой взгляд, суть европейского антикризисного плана. «Золотой зонтик» наоборот. Не для топ–менеджеров, оказавшихся профнепригодными и завалившими весь финансовый сектор. А для обычных людей, миллионов и миллионов вкладчиков, готовых работать и дальше, зная, что их деньги государством защищены.


Так, правительство ФРГ одобрило выделение около 680 миллиардов евро на стабилизацию финансового сектора страны.


Премьер–министр Великобритании Гордон Браун объявил о вливании бюджетных средств в группу британских банков для поддержания финансовой системы.


Речь идет об огромных деньгах — это в прямом смысле золотые парашюты! (Парашют в переводе с французского означает «против падения»). Но совсем в ином смысле, чем принято было ранее толковать этот термин. Не для финансовых спекулянтов, готовых «мягко» приземлиться где–нибудь в оффшорной зоне, но для стабилизации, уравновешивания всей системы после того, как ее сильно тряхнуло.


Турбулентность, что и говорить, зашкаливала... Устояла ли мировая финансовая система? Тут я сошлюсь на мнение известного российского ученого–экономиста, руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, который считает, что пока кризис не носит системного характера. Соглашусь с его словами, что «сегодняшние беды — это беды фондового рынка, это еще не беды экономики». Настоящий спад — это когда снижение кредитования предприятий приведет к спаду производства, росту цен, безработице... Но этого можно и избежать, считает российский ученый, если «довести выделяемые президентом и правительством денежки до нуждающихся в них, до предприятий и всех банков, а не только «финансовой тройки». («Финансовая тройка» — это особо крупные и близкие к правительству финансовые учреждения России. — Н.Р.)


Как видим, и в России встала та же проблема — спасать не тех, кто наверху финансовой пирамиды. Спасать тех, кто внизу, кто обеспечивает ее устойчивость, производя товары, продавая их и обеспечивая рабочие места. Заработает ли эта цепочка, в которую напрямую встроены и многие белорусские предприятия? Будущее покажет. Жизнь же всегда убеждает в том, что лучшим «парашютом» в момент кризисов служит собственная голова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter