Золотые отходы

Как  у  нас  организованы  сбор  и  переработка  лома  драгметаллов?

Как  у  нас  организованы  сбор  и  переработка  лома  драгметаллов? 

Один из читателей «Р» настойчиво предлагал нашей газете провести журналистское расследование, в ходе которого проследить каналы, по которым поступает и уходит лом драгоценных металлов. Самостоятельно, без помощи соответствующих органов провести такую работу редакция не могла. Но помощь пришла неожиданно со стороны Комитета государственного контроля. Коллегия КГК недавно проанализировала результаты проверки Министерства финансов по вопросам координации сбора (в том числе у населения) и переработки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. В ходе проверки специалисты КГК также изучили организацию контроля за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов для государственных нужд, пополнения и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней. Результаты их проверки и легли в основу статьи. 

На начало этого года лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями в нашей стране,  выданы 560 субъектам хозяйствования. Из них 23 организации занимаются сбором и переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Основным переработчиком является НПРУП «Унидрагмет БГУ». Остальные организации (РУП «БелВТИ», ФТИ НАН Беларуси, УП «Завод Транзистор», ОАО «МПОВТ», РУП «Могилевторгтехника» и др.) осуществляют разборку лома и отходов с последующей их передачей для извлечения драгоценных металлов НПРУП «Унидрагмет БГУ». 

В настоящее время в Беларуси не осуществляется сбор у населения утративших эксплуатационные свойства потребительских товаров, содержащих драгоценные металлы (бытовой и радиоэлектронной техники и др.). Не определена и организация, ответственная за утилизацию этих товаров, отсутствует порядок расчетов с населением. 

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок приемки, хранения, учета и использования изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, как считают госконтролеры, требуют доработки. Необходимо установить единый порядок приемки, хранения, учета и использования таких изделий для организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. 

Проверка КГК показала, что отдельные министерства и Минский облисполком не выполнили установленное на 2006 год задание по сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней. Не выполнены в полном объеме отдельные мероприятия утвержденной постановлением Совета Министров Программы эффективного использования ценностей Государственного хранилища ценностей Минфина. Так, не создана товаропроводящая сеть по реализации ценностей Гохрана, не осуществляется их реставрация и подготовка к реализации или экспонированию. 

Обсудив материалы проверки, коллегия Комитета госконтроля предложила Совету Министров осуществить ряд мероприятий, чтобы исправить ситуацию. На ее взгляд, в целях вовлечения в хозяйственный оборот драгоценных металлов, иного вторичного сырья (черных и цветных металлов, пластмасс и др.) необходимо заинтересованным органам государственного управления поручить рассмотреть вопрос утилизации устаревших потребительских товаров, организовать их сбор у населения и их комплексную переработку, установить единый порядок утилизации таких товаров. Следует возложить на Министерство финансов (государственного заказчика по поставке драгоценных металлов и драгоценных камней для государственных нужд) функцию контроля за полнотой возврата в нашу страну драгоценных металлов, полученных в результате переработки за рубежом лома и отходов, их содержащих. 

Отходы, о которых идет речь, без всякого преувеличения, золотые. И государству надо налаживать продуманную координацию процесса сбора и переработки такого лома, задействовать все рычаги, позволяющие превращать их в реальные доходы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter