К 2035 году половину коммунальных отходов в стране планируется пускать в оборот

Золотые горы мусора

Треть граждан сортирует мусор и выбрасывает его в специальные контейнеры или сдает на переработку. Еще такое же количество не прочь разделять отходы, да руки до дела не доходят или подводит мотивация. Так что пока по привычке складывают все в одно мусорное ведро. Таковы данные недавнего исследования Института социологии Национальной академии наук. В то же время, по официальной статистике, сегодня вторую жизнь получают только 16% коммунальных отходов. Для сравнения: средний показатель по странам Евросоюза — 19%. С одной стороны, вроде бы неплохо. Но западные соседи мусор еще сжигают и компостируют. Мы же оставшуюся часть коммунальных бытовых отходов преимущественно захораниваем.

Большую часть отходов мы пока захораниваем на полигонах

Мусорный ветер

Статистика такова: в прошлом году из мусора было извлечено и пущено в оборот почти 600 тысяч тонн вторичных материальных ресурсов. Задача к 2030 году — использовать хотя бы 40% выброшенного. Через пятилетку — уже половину. Получить столько за счет извлечения вторичных материальных ресурсов (ВМР) вряд ли получится, озвучивает позицию начальник управления по координации деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун:

— Опыт стран Евросоюза показывает, что достичь поставленного показателя только за счет ВМР невозможно. Максимум за счет вторсырья можно увеличить использование отходов до четверти от всего объема. Таковы примеры очень продвинутых стран, как, например, Германия, Швейцария. К этому будем стремиться и мы. Поэтому в июле Правительство утвердило разработанную Минжилкомхозом национальную стратегию по обращению с отходами до 2035 года. Она учитывает тенденции и закономерности нашей и зарубежной практики.

Документ состоит из пяти модулей, для каждого из которых определены рамочные экономические условия и последовательность реализации программы. В первые два модуля входят проекты республиканского уровня, остальные — регионального. Все пункты вместе должны помочь усовершенствовать логистику в сфере, обеспечить переход на современное оборудование и разработать профильные схемы обращения с коммунальными отходами. В итоге ожидается, что это позволит сэкономить 15—20% затрат.

Сбор стеклянных бутылок, пластика и жестяных банок у населения должен вырасти с 24 до 80%

Например, делаться это будет за счет создания современных полигонов захоронения отходов. Причем строить их будут не из расчета один на район, а один сразу на несколько регионов. Старые же полигоны ждет биологическая рекультивация. Развитие получат и темы энергетического использования мусора и переработки отработавшей бытовой техники. Минприроды сейчас как раз готовит новую концепцию закона об обращении с отходами. В частности, ставку сделают на производство РДФ-топлива, произведенного из коммунальных отходов. Использовать его намерены в первую очередь на цементных заводах. Схему обкатают уже в ближайшие годы. Если выгода будет очевидна, то выпуск нового топливного сырья нарастят до 300—450 тонн в год.

Бутылки можно будет сдавать

Свои наметки, как изменить ситуацию с отходами, есть и насчет Минска. Анатолий Шагун раскрывает карты:

— В городе и в районе проживает примерно четверть населения страны, возможности захоронения такого количества отходов на близлежащей территории ограничены. Поэтому предлагается построить мусоросжигательный завод мощностью 500 тысяч тонн в год. На выходе будут получаться электричество и тепло. В целом в масштабах страны это позволит сократить объем захоронения коммунальных отходов еще на 10—15%. Сократится и импорт природного газа — на 100 млн кубометров в год.

Но основную ставку решено сделать на работу с населением. А именно — широко внедрить залогово-депозитную систему. По сути, это возвращение к практике времен Советского Союза, о которой у нас говорят не первый год. Но специалисты обещают: это будет совсем другое дело. По их оценкам, сбор только бутылок, пластика и жестяных банок у населения вырастет с сегодняшних 24 до 80%. Вопрос, конечно, в том, сколько предложат за тару. В проекте технико-экономического обоснования заложено 20 копеек за единицу посуды. Всего же емкость внутреннего рынка оценивается в 1,8 млрд единиц тары. Две трети из них занимают пэт-бутылки. Благодаря такому подходу ожидается, что объемы сбора вторсырья вырастут на 10%, себестоимость сортировки отходов сократится более чем на треть, а инвестиции в покупку контейнеров — до 20%.

Когда удастся заработать хотя бы на мороженое, как в детстве, сдав бутылки? Анатолий Шагун качает головой: мол, это перспектива отдаленная — записана на конец нынешней пятилетки. Пока создана специальная рабочая межведомственная группа, которая работает над документами для внедрения депозитной системы.

Проблемы решать — недешевое удовольствие

Все проекты стратегии потребуют инвестиций на 1,2 млрд евро. Треть этих средств планируется привлечь от инвесторов, заинтересованных в строительстве мусоросжигательного завода и внедрении у нас системы залоговой стоимости тары. Остальная часть — за внутренними источниками финансирования. В том числе раскошелиться предстоит и населению, которое должно будет полностью возмещать затраты на обращение с отходами. А после 2020 года предлагается изучить вариант введения с юрлиц и граждан сбора за захоронение мусора.

Опыт других стран показывает: такие доплаты стимулируют под другим углом смотреть на мусор и уменьшают выезды спецтранспорта на полигоны. Деньги пойдут на развитие системы обращения с коммунальными отходами, в первую очередь — на новые полигоны.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter