Золотые головы — не амбиции, а реальность

Разработка новых технологий и научно-технической продукции для нужд реального сектора экономики сегодня одна из главных задач системы образования

Разработка новых технологий и научно-технической продукции для нужд реального сектора экономики, а также подготовка высококвалифицированных специалистов и научных кадров, обладающих инновационной активностью, сегодня одна из главных задач системы образования. Именно это стало темой разговора на расширенном заседании коллегии Министерства образования, участие в котором приняли представители Администрации Президента, депутаты, промышленники и энергетики, ректоры и научные работники. Собравшиеся обсудили Концепцию развития научно-инновационной деятельности в системе образования на 2006—2010 годы.

По словам министра образования Александра Радькова, немало усилий наряду с созданием научных разработок, информационного продукта уделяется подготовке кадров. Последние, по словам министра, должны быть словно драгоценный металл — самой высокой пробы. Растить талант, считает Александр Радьков, нужно уже со школьной скамьи, ориентируясь в первую очередь на реальный сектор экономики. 

Поддержал эту мысль и первый заместитель министра Александр Жук. Национальную экономику нужно переводить в режим интенсивного развития. Успех тому обеспечит научно-инновационная деятельность системы высшего образования, способная подготовить первоклассные кадры — залог развития экономики. Подключение высшей школы к решению самых амбициозных задач инновационного развития и определило потребность в разработке концепции. С проектом документа дважды знакомились государственные вузы, внесли свои замечания и предложения. Итоговый документ был вынесен на обсуждение. 

Александр Жук отметил, что общий объем финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе образования за минувший год составил около 100 миллиардов рублей, то есть возрос в 1,2 раза по сравнению с 2005-м. Кроме того, в системе высшего образования создана и функционирует разветвленная инновационная инфраструктура, координирует которую Межвузовский маркетинговый центр научно-исследовательских разработок. 

Расширилась сфера научного и научно-технического сотрудничества университетов с зарубежными партнерами. Подписано более 600 договоров с 57 университетами мира. Среди крупных научных партнеров по-прежнему Китай, Россия, Польша, Германия и Украина. Объем выполненных работ и поставленной на экспорт продукции в период с 2001-го по 2006 год достиг 17,8 миллиона долларов. 

Все это радует, но есть и поводы для беспокойства, отметил замминистра. Так, актуальна проблема омоложения научных кадров. Сегодня сотрудники в возрасте до 39 лет составляют только 24 процента от общего числа профессорско-преподавательского состава. Год от года сокращается и количество защит диссертаций, а значит, снижается в целом эффективность научной деятельности. 

Концепция, считают в Министерстве образования, определяет основные приоритеты, направления, механизмы и ресурсы дальнейшего развития научно-инновационной деятельности вузов с учетом новых национальных задач и международных тенденций. В ближайшие три года белорусские ученые согласно документу должны разработать проектную документацию по созданию научно-технических центров и технопарков, центров трансфера технологий, в том числе с зарубежными партнерами. Немалые объемы работ и впредь будут финансироваться из бюджета, но силы должны быть брошены также и на привлечение внебюджетных средств. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter