Золотые фиксы за партой

В глубине души мы по–прежнему считаем, что дети счастливо избегают той ломки, которую несет взрослым очередная эпоха...
В глубине души мы по–прежнему считаем, что дети счастливо избегают той ломки, которую несет взрослым очередная эпоха.

Как же... Януш Корчак говорил: дети — те же люди. Если нас эпоха ломала, то как могут не почувствовать этого они? Да еще острее... Самый, пожалуй, явственный излом — так называемое социальное расслоение. Вдруг оказалось, что у нас есть богатые и бедные. Пардон, успешные личности и маргиналы. Кривая линия проходит между друзьями, семьями и поколениями, заставляя участвовать в «крысиных гонках» и впадать в депрессию и озлобление... Что в школе появилось неравенство между учениками не только в отношении оценок, известно давно. Только об этом говорить не любят.

Разумеется, разделились и средние учебные заведения. «Обыкновенные» школы, гимназии, лицеи... Везде экзамены, а нередко — и «соревнования» родительских кошельков. Никогда не забуду, как проходила педагогическую практику и белобрысый пятиклассник на первой парте всю перемену пересчитывал доллары. Медленно, деланно небрежно перекладывая бумажки и исподтишка бросая взгляд на новую «училку»: оценила ли? Я оценила другое: завистливые взгляды одноклассников «богача». И провела урок по рассказу Якуба Коласа с упором на истинные ценности.

Сегодня очень просто доказать свое превосходство. Достал «мобилу» со встроенной видеокамерой — и все...

Когда–то замоскворецкие купчихи соревновались в толщине своих котов. Несчастных животных откармливали до недвижного состояния. Кот обязан был сидеть на окне и демонстрировать зажиточность хозяйки. Если я скажу, что некоторые родители так же относятся к своим детям, многие возмутятся и обидятся. Но ведь навороченную аппаратуру и кофточки по двести «баксов» дети покупают себе не сами!

Увы, мы еще проходим стадию, когда богатство принято демонстрировать. В романе Людмилы Улицкой героиня, пережившая детдомовское детство, говорит, что, когда у нее появилась возможность покупать себе вещи, она готова была целовать каждый чулок, каждую чашку. Наверное, с нами происходит что–то похожее. Первое, о чем попросила женщина из арабской деревушки, вывезенная в Европу службой спасения, это поставить ей золотую фиксу. Ей надо было это для самоуважения.

Боже мой, когда у нас кончится мода на «золотые фиксы»?

Если бы у учителей всегда хватало мудрости корректировать поведение детей! А ведь это так просто. Дети изучают повесть Янки Брыля «Сiрочы хлеб», где как раз говорится о противостоянии богатых и бедных учеников. Я видела, как ученики плачут над рассказом Кузьмы Чорного «Насцечка», в котором разбалованный сын высокопоставленного чиновника протыкает гвоздем бидон с керосином у бедной одноклассницы. Именно литература может сформировать правильные моральные установки, пробудить совесть! И именно уроки литературы сокращают в пользу «материальных», прагматичных предметов, которые впоследствии помогут зарабатывать деньги. Увы, мудрости учителям хватает не всегда. Ведь школе тоже надо выживать. И родители, способные к меценатству, конечно, каждому учебному учреждению желанны...

Какова школа — таково будет общество в будущем. Мне не хочется даже предполагать, что кто–то сейчас нанимает головастого одноклассника для написания домашнего сочинения... И в ком–то утверждают веру, что деньги могут все.

Они не могут все. Они — не главное. Когда же наконец мы это поймем?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter