План поставок зерна в счет госзаказа в стране выполнен на 82 процента

Золотой запас в закромах

СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района занимает второе место среди хозяйств Могилевской области по переработке зерна. Правда, сейчас на зерносушильных комплексах наступило временное затишье. Дождливая погода не дает снимать новый урожай, а все убранное ранее уже очищено, досушено и отправлено на склады.

Олег Мушкетов и Сергей Пракопчиков работают на уборочной.

Олег Мушкетов и Сергей Пракопчиков трудятся в «Родине» электриками, но уже шестой год на время уборочной перебираются на зерносушильные комплексы. Смена у операторов, работающих в паре, длится сутки. Дело очень ответственное, поэтому нужно быть предельно внимательным и сконцентрированным. Ребята не отлучаются с объекта даже на перекусы — обеды, ужины и ночной паек им предоставляет работодатель:

— В командной работе очень важно взаимопонимание, ведь люди постоянно находятся рядом. Любые конфликты сразу скажутся на результатах. К счастью, у нас в этом полная идиллия. Мы вместе учились в Могилеве на электромонтеров, считай, сидели за одной партой. Потом по распределению нас вместе отправили в «Родину», где мы и остались: получили жилье, обзавелись семьями, теперь воспитываем детей. Даже наши дома стоят напротив друг друга.

В ожидании новых партий зерна Олег и Сергей не теряют времени. Они проверяют исправность электрооборудования, очищают шахты, поддерживают порядок на территории:


— Приехали бы вы немного раньше, посмотрели бы, как кипит работа. Обычно к комплексу без перерыва приезжают машины, выгружающие зерно в ямы. Сырой урожай, проделав полный технологический цикл, выходит уже сухим. Оптимально, если влагомер покажет 11 — 12 процентов. К слову, чем более сырым поступает зерно, тем дольше приходится его сушить, а значит, увеличивается расход газа и теряется качество зерна. А вообще, в этом сезоне урожайность в «Родине» выше прошлогодней.

Через зерносушильный комплекс, где работают парни, этим летом уже прошло почти 6,4 тысячи тонн зерна. Мушкетов и Пракопчиков говорят, в горячую пору поставили личный рекорд — за сутки обработали 600 тонн:

— Летом, конечно, работы много, зато и для семейного бюджета польза, и у людей на столе будет вкусный хлеб. Это вдохновляет!

solovieva@sb.by

Фото Андрея САЗОНОВА.

ХЛЕБНАЯ ТЕМА

— Рассказывай, что в области происходит? — предсказать следующее клише из уст приятеля было несложно. — Ты же журналист — все знаешь. 

Впрочем, чего отрицать — работа такая. Знать если не все, то, по меньшей мере, самое горячее и актуальное. Рассказываю о теме, которую регулярно освещаю уже больше месяца. Об уборке урожая. 

Начинаю с того, что год выдался сложным. Долгая засуха, сильная жара, а небесная канцелярия и вовсе издевается. Когда дожди требовались позарез, их не было вообще. Но едва началась уборка и понадобились сухие дни — льет каждый день... 

Приятель слушает с выжидающей усмешкой. Будто вот-вот прозвучит уморительная шутка, а все сказанное — лишь подводка к ней. Постепенно улыбка тает. Собеседник недоуменно хмурится. Наконец, не выдержав, прерывает:

— Ты прикалываешься? Я спросил: что интересного? Скандалы, интриги, расследования… А ты про уборочную. Мне на нее вообще фиолетово. Это же… 

Товарищ картинно опускает голову и, закрыв глаза, изображает храп. Дескать, уснул от скуки. 


Что ж, реакция предсказуемая. У меня она вызвала ответную — с привкусом ностальгии. Мои первые пятнадцать лет в журналистике прошли в частном еженедельнике. Воспоминания, в общем-то, теплые. Хотя некоторые прежние взгляды сегодня вызывают усмешку. В том числе отношение к уборочной кампании как к инфоповоду. В редакции даже шутили: провинишься — будешь писать «вести с полей». Вроде как наказание. В том понимании, что все, связанное с сельским хозяйством, — скукотища, не достойная читательского внимания и места на газетной полосе. То ли дело происшествия, криминал. Тут и фактура жареная, и горячие темы не переведутся, и интерес публики не угаснет. Конечно, найти острый сюжет в сводках милиции проще, чем в оперативных сводках Минсельхозпрода. Но по поводу значимости информации сегодня я бы поспорил с самим собой образца десятилетней давности.

Каким бы банальным это ни казалось, но сведения о намолоте зерновых, урожайности в центнерах с гектара имеют для страны большую социальную значимость, чем приговор по самому громкому уголовному делу. 

Пренебрежительное отношение к тематике АПК в те годы доводилось наблюдать и со стороны. В некоторых изданиях, понимая, что освещать уборочную все же надо, отправляли «в поля» девочек-внештатниц. Как-то одна из них брала интервью у руководителя хозяйства. Заговорили о тритикале. Девочка с диктофоном слушала, кивала, а затем выдала бессмертный перл: 

— С третьим калием все понятно. А как в хозяйстве обстоит с первым и вторым калием? 

Взрыв смеха услышали, наверное, в соседней деревне. Девочка, конечно, не виновата. Так уж устроен человек. Пока хлеб на прилавке, в широком ассортименте и в неограниченном для приобретения количестве, уборочная его мало интересует. И только если привычная буханка дорожает, покупатель готов слушать про то, как заморозки и засухи сказались на количестве и качестве зерна, стоимости муки и хлебобулочных изделий. В остальное время все эти аспекты продовольственной безопасности — темный лес. Мне возразят: мол, каждый занимается своим делом. Кто на кого учился. Все верно. Я лишь к тому, что уборочная касается даже тех, кто думает, что это не так. 

Хуже, однако, то, что равнодушие, свойственное преимущественно городскому обывателю, нивелирует в его глазах и ценность труда хлеборобов. Да, репортажи о комбайнерах не претендуют на сенсацию. Однако игнорировать стратегически значимую повестку дня было бы глупо. И несправедливо к тем, кто без выходных проводит лето в кабинах комбайна, грузовика или трактора. Благодаря этому в закромах есть зерно, в пекарнях — мука, а в магазинах — хлеб. Поверьте, сами они туда не приходят.

prolesk@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter