Госзаказ будет выполнен: Витебская область завершает поставки хлеба государству

«Золотой» запас страны

Нелегкий год выдался для хлеборобов всей страны, а вот северному региону Беларуси пришлось еще сложнее. Но сегодня и здесь жатва приблизилась к завершению. Уже убраны практически все площади, подчищаются отдельные участки. К сожалению, намолот заметно ниже прошлогоднего. А в закрома государства, наоборот, нужно поставить на треть больше зерна, чем в 2020-м,  — 130 тысяч тонн. Как сегодня выполняется стратегически важная для продовольственной безопасности страны задача? Едем на один из крупнейших в регионе элеваторов — Лиозненскую хлебную базу.

Чуден хлеба аромат

…На окраине горпоселка, прямо на подступах к хвойному лесу, возвышаются многочисленные силосные корпуса хлебной базы. И уже возле шлагбаума слышится ни с чем не сравнимый аромат свежего зерна.

— Разве? — удивляется директор предприятия Владимир Антаньков. — А мы уже привыкли к этому запаху. Ведь наша база круглогодично заполнена хлебом. Ее мощности рассчитаны на хранение 140 тысяч тонн. Но загрузка обычно не полная. В прошлом году было заложено 63 тысячи тонн зерна, в нынешнем пока около 37 тысяч тонн. Кто хранит? В основном предприятия, выпускающие комбикорма, и крупные птицеводческие фабрики. Это без учета нашей деятельности по международной перевалке грузов.

Что касается государственного заказа по закупке продовольственной пшеницы и ржи, то Лиозненская хлебная база сегодня выступает оператором-заготовителем. В 2021-м тут были обязаны закупить 5,3 тысячи тонн хлеба. Доставка — из трех районов Витебской области: Лиозненского, Сенненского и Чашникского. Первыми с задачей справились чашничане — у них даже перевыполнение. Вот-вот закроют свои обязательства и другие. Сегодня-завтра предприятие сможет рапортовать о полном выполнении госзаказа.

— Как быстро рассчитываетесь с хлеборобами за поставки? — интересуюсь у руководителя.

— Примерно треть суммы была выплачена хозяйствам еще в мае — июле. Авансом. Надеюсь, и теперь решим вопросы с кредитами, своевременно рассчитаемся с партнерами. Хотя ситуация непростая, — признается Владимир Антаньков.

Как оказалось, то, что для предприятия является сложностью, для интересов страны в какой-то мере благо. Как такое может быть? Просто. Под закупку урожая в прошлом году Лиозненская база тоже брала льготный кредит. Но предприятия хлебной промышленности не выкупили весь объем продовольственного зерна. В запасе остается около трех тысяч тонн. С одной стороны, «замороженное» сырье не дает возможности иметь достаточное количество оборотных средств и рассчитаться с долгами самой базе. А с другой — в условиях нынешнего неблагоприятного для хлеборобов года местные государственные закрома не почувствуют недобора зерна благодаря образовавшемуся переходящему фонду.

Все на контроле

В производственно-технологической лаборатории хлебной базы все заняты делом — несмотря на уже притормозившийся поток автомобилей, отдыхать некогда. Кстати, таких аккредитованных лабораторий всего две в области. А на протяжении нескольких последних лет по результатам республиканского конкурса лиозненские лаборанты входят в тройку лидеров.

 …Вот только что подъехал большегруз с прицепом овса. Водитель «Витебскоблагросервиса» Юрий Язев привез зерно из Велешковичей. Пока начальник лаборатории Елена Кузнечик, инженер-химик Елена Головачева и лаборант Ирина Симоненко берут пробы, делают анализы и готовят документы, беседуем с перевозчиком:

Водитель ОАО «Витебский облагросервис» Юрий ЯЗЕВ.

— Мы сейчас курсируем по всей области, — объясняет Юрий. — Забираем зерно из хозяйств в счет поставленной им техники и запчастей. Всем, получается, удобно. Обязательное условие в процессе доставки на хлебоприемные пункты — груз должен быть укрыт тентом, ведь погода непредсказуема.

Овес оказывается очень сухим: всего 10 процентов влажности. Дальше весы, потом разгрузка. На все про все — минут 15.

В непосредственной близости от резервуаров машину встречают операторы с рациями. Сначала кузов, а потом и прицеп поднимаются, лавина золотистого моря с легкой дымкой пыли уходит куда-то глубоко в землю.

— Хотите посмотреть, как регулируются потоки «подземной реки»? — предлагает главный инженер Владимир Павловский, и мы идем на пульт управления.

Главный инженер Владимир ПАВЛОВСКИЙ и оператор пульта управления Оксана ГОНЧАРОВА.

Небольшой кабинет расположен прямо на элеваторе. Главный «мозг» — специальная компьютерная программа. Все подземные пути-транспортеры как на ладони. Паутина подземных коридоров, по которым пойдет зерно к месту своего хранения, — это в общей сложности несколько километров. Оператор Марина Красикова показывает: легкое движение мышки, и вот нужный маршрут уже определен. Открыты клапаны. Раз зерно сухое, то сушилки (их мощность — около 90 тонн в час) обходим стороной. Нужно временно придержать поток зерна — для этого есть специальные оперативные «лари» для транзитных партий по пути в основные хранилища.

— На случай каких-либо технических сбоев мы оставили на вооружении и вот этот старый пульт, — показывает главный инженер огромный стенд со множеством кнопок, лампочек и надписей. — Здесь все можно отрегулировать вручную. Как, в принципе, и делалось это начиная с 1973 года, когда было построено наше предприятие. Теперь мы и всех новых специалистов обязательно обучаем работе с этим пультом — пусть будет двойная страховка. Ведь в разгар жатвы даже небольшой сбой компьютерной программы может обернуться серьезными проблемами.

Это только дилетанту может показаться: засыпал новый урожай в громадные хранилища и сиди себе спокойно. На самом деле состояние зерна и условия хранения требуют постоянного контроля. В случае необходимости проводится охлаждение хлеба — его прогоняют через выключенную сушилку.

Итоги и надежды

Директор хлебной базы Владимир Антаньков не скрывает: нынешний заготовительный сезон преподнес немало сюрпризов. К счастью, справились. Но если бы вовремя не подготовились и не провели модернизацию, было бы намного сложнее.

— Так уж получилось, что зерно в наших подопечных хозяйствах созрело вдруг и сразу, — объясняет Владимир Васильевич. — Обычно между рапсом и другими культурами был зазор в 8—12 дней. Мы успевали почистить оборудование, сделать передышку. А тут неожиданно повезли все: озимую пшеницу, рожь, овес, ячмень, рапс…

 Работала база в круглосуточном режиме. В один из дней здесь приняли свыше двух тысяч тонн зерна.

…За воротами — очередь. Машины идут вперемешку. А ведь даже малейшего контакта культур допустить нельзя. Операторам пришлось непросто, но они быстро, в течение четырех-пяти минут, перестраивали технологические маршруты. Специальными воздуходувами продували участки автоприемки и транспортеры. Хотя еще пять-шесть лет назад более чем с тремя культурами одновременно здесь бы не справились…

Что еще характерно для нынешнего сезона? Увы, весовые параметры нового урожая не оправдали ожидания. Зерно — мелкое, щуплое, легковесное. При норме в литре пшеницы должно содержаться не менее 710 граммов (в прошлом году было и по 820). А сейчас показатели порой опускались до 650 граммов.

— Это вполне объяснимо, — итожит Владимир Антаньков. — Весна пришла поздно, была дождливой. Не все хлеборобы успели уложиться в оптимальные сроки посевной. А потом двухмесячная засуха сдвинула жатву. Не смогли зернышки набраться силы. Тем не менее закрома полны, а значит, волноваться нет причин. Будем с хлебом. Что касается нынешнего недобора на полях — есть стимул обязательно компенсировать его в будущем году.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter