Остался непонятным и подход в формировании конечной суммы. Я же не плачу таксисту за каждое нажатие педали, переключение коробки передач или работу дворников и фар по тарифу отдельно за каждую манипуляцию. Или швее, например, по 20 копеек за каждый стежок и еще по 30 за щелчок ножницами. У всякого вида платных услуг есть своя стоимость «под ключ». Но, видимо, это не касается платных услуг в сфере ЖКХ. Здесь любое движение руки сантехника, перекрывающего вентили, оценивается отдельно. Каждое — по 3 рубля 66 копеек. 4 вентиля — почти 15 рублей. Увидев расценки, я на всякий случай выглянула в окно: уж не припаркован ли у подъезда лакированный «Бентли» обладателя столь высокооплачиваемых профессиональных навыков? Нет. Странно.
Так и не добившись внятного ответа, обратилась за помощью к начальнику отдела контроля строительства и жилищно–коммунального хозяйства КГК Гродненской области Ольге Курчицкой.
Благодаря ее разговору со специалистами планово–экономического отдела УЖРЭП Октябрьского района оказалось, что в выставленную мне цену заложены... 4 трудовых часа работников ЖЭСа. Судя по принятой здесь тарификации, бедолаги ровно столько времени должны тратить на закрытие–открытие кранов и спуск лишней воды.
При этом в соседнем районе города, Ленинском, аналогичная услуга стоит дешевле в два раза. Стали разбираться почему — и оказалось, что под разными формулировками мне два раза вписали один и тот же вид работ, завысив таким образом окончательную цену более чем на 100 процентов!
Ольга Курчицкая не сомневается: такие факты нельзя оставлять без внимания: «Необходимо, чтобы информация о включенных в стоимость работах размещалась на информационных досках и сайтах. Чтобы потребитель знал, какие услуги ему включили в счет. Это касается не только работы сантехников, но и электриков и других специалистов. Иначе мы и далее будем сталкиваться с подобными фактами».
С одной стороны, соглашусь с позицией опытного контролера, а с другой — сомневаюсь, что непосвященный человек без специальной подготовки сможет легко разобраться в документе, щедро сдобренном профессионализмами и канцелярщиной. Среди тех, кто точно не сможет этого сделать, — наши старики, для которых подобного рода коммунальный маркетинг может стоить солидного куска пенсии. Думаю, что жэсовскими дельцами, не стесняющимися за счет обычных людей решать свои финансовые проблемы, пора заняться не только контролерам из КГК, но и правоохранительным органам.
И еще один вывод из ситуации. Вряд ли завышенные расценки государственных коммунальщиков привлекут потребителей платных услуг, требующих более высокой квалификации, чем умение повернуть ручку крана. Первенство не только по качеству работы, но и по цене пока стабильно остается за частниками. Впрочем, конкуренция — дело хорошее. И ее выиграет тот, кто уважает потребителя.