Династии выпускников, собственный музей и легендарный учитель математики: столичная школа имени Янки КУПАЛЫ отмечает 100-летний юбилей

Золотой век храма знаний

Кузница выдающихся математиков, ученых и профессоров — такое амплуа уже давно закрепилось за минской школой № 19. Многие родители знают: если хочешь, чтобы ребенок без проблем поступил на технические специальности в лучшие вузы страны, учиться он должен именно здесь. Накануне праздничной даты корреспондент «Р» заглянула за двери школы, которой покровительствует сама царица наук, и узнала, чем примечателен местный музей, кого по праву считают брендом школы и почему на переменах ребята обсуждают не модные сериалы, а научную литературу.



Богатое прошлое

Чтобы окунуться в атмосферу школы и вспомнить главные этапы ее вековой истории, отправляемся в музей, который почти 40 лет назад получил звание народного. А предшествовало его открытию знаковое событие: два учителя — географ и историк — создали в 1975 году клуб следопытов, искателей отцовских подвигов КСИОП-19. Их путешествиям по интересным местам бывшего СССР посвящен целый стенд в первом зале.

— В то время только зарождалась мода на туризм. Вместе с учениками педагоги побывали на Камчатке, в Крыму, в Закавказье. Причем это все походы высшей сложности, очень длительные. В первую очередь школа стала известна благодаря этому клубу, — проводит экскурсию Александр Зайцев, учитель истории. — Но школа еще много чем уникальна: например, ей удалось пронести свой номер через все эти годы. Многие учебные заведения объединялись, упразднялись, а она осталась. А еще это одно из первых учреждений образования в стране, которое поучаствовало в эксперименте с уклонами, — математику на повышенном уровне здесь изучают уже 45 лет.


Впрочем, эта школа удивительна еще и тем, что носит имя великого поэта — Янки Купалы. Его памяти не только посвящен отдельный зал, ученики благоговейно чтут традиции и не так давно поставили на сцене актового зала спектакль «Павлинка», помогала ребятам руководитель музея Инна Шапкова.

Кстати, в музей организованными группами приходят многие столичные школьники, а экскурсии для них проводят сами ученики. Вскоре здесь появится новый зал, посвященный камням и минералам, а главным его экспонатом станет большой краб, которого много лет назад привезли с Камчатки участники легендарного КСИОПа.

Новые уклоны и класс отличников

Экскурсию по школе продолжает директор Алла Жуковская. Семь лет назад она заняла свой пост и теперь вспоминает, чему больше всего удивлялась в первое время работы:

Директор Алла Викторовна ЖУКОВСКАЯ поздравляет коллег и учеников с юбилеем любимой альма-матер.

— Всего у нас учится 1000 детей, примерно 680 из них (около 70 процентов) — мальчики. Первое, что бросается в глаза, — интеллектуальный вид ребят: точные науки действительно накладывают определенный элитарный отпечаток. Издалека понимаешь: это особенные, очень умные, одаренные дети. Вот вам показательный случай: иду во время перемены по коридору, слышу, в классе ребята столпились, что-то громко обсуждают, спорят. Думаю, что происходит, неужели ссорятся? А они знаете, что делали? Обсуждали книгу! Это очень мотивированные дети. У них ведь по 8 часов математики в неделю: каждый день уроки плюс по субботам у 10—11-х классов факультативы. 

Директор говорит, что школа гремела еще во времена Советского Союза — сюда стремились попасть лучшие ученики, мечтавшие стать профессорами и учеными. И все они хотели учиться у одного великого математика — Александра Марковича Фельдмана. Вот уже 52 года он преподает в школе № 19: коллеги и ученики по праву называют его главным брендом и посвятили ему отдельный уголок в музее. За это время знаменитый педагог успел подготовить сотни сильных математиков, лучшие из которых вернулись в родную школу в качестве учителей. 


— У нас преподают аж 7 выпускников — это удивительно, ни одна школа не может похвастаться такой преемственностью поколений, — отмечает Алла Викторовна. — Но, чтобы не «забронзоветь», мы постоянно развиваемся и придумываем новые фишки, которые могут заинтересовать и, если хотите, завлечь учеников к нам. Математика — это наш козырь, но за последние несколько лет мы ввели еще несколько направлений, которые дети изучают на повышенном уровне. Благодаря квалифицированным кадрам мы смогли открыть на третьей ступени обучения профильные классы по иностранному языку. А сейчас спектр расширился еще больше, и дети могут выбирать, что изучать на повышенном уровне: физику и математику, русский и английский, химию и биологию или английский и математику. Надо сказать, что физику у нас ведут сильные учителя, к примеру, Ольга Николаевна Войнова — известный, очень увлеченный преподаватель. Она, ко всему прочему, подготовила победителя республиканской олимпиады по астрономии, а другой ее ученик участвовал в международной олимпиаде.

На еще один смелый эксперимент руководитель школы решилась в этом году — именно она загорелась идеей создать новый класс и набрать туда 30 отличников. Успех не заставил себя ждать:


— Мы открыли 5 «Г» класс с повышенным уровнем изучения английского языка. Конкурс прошел справедливо: набрали туда ребят (и своих, окончивших 4-й класс, и новичков) на основе отметок за год. Так получилось, что собрались сильнейшие — одни отличники. После I четверти мы посмотрели на их успеваемость: оказалось, в этом классе нет ни одного ребенка, который бы имел отметку ниже 7. Поверьте, для нашей школы это не пустой звук, даже 5—6 нужно заработать.

Уделяют внимание здесь и исследовательской работе, причем приобщают к ней даже малышей- второклассников. Детей волнует все: одни изучают воздействие энергетиков на прорастание семян, другие сравнивают пословицы и поговорки разных стран мира, а третьи пишут коды и с учетом законов физики делают игры более реалистичными. Неудивительно, что титулом «Лучшая школа столицы — 2018» наградили именно СШ № 19.

За 52 года своей работы Александр Маркович ФЕЛЬДМАН выпустил около 100 классов, практически всех ребят помнит пофамильно, а самых лучших — в лицо.

Он легенда

Не могли мы не заглянуть в 68-й кабинет на четвертом этаже школы — на урок к учителю, которого уважают далеко за ее пределами. Некоторые его выпускники сегодня живут в Израиле, США, Германии, России, но в какой точке планеты они бы ни находились, всегда вспоминают своего любимого учителя и делятся воспоминаниями на виртуальной площадке — в группе ВКонтакте с говорящим названием «Клуб почитателей Александра Марковича Фельдмана». За 52 года своей работы он выпустил около 100 классов, практически всех ребят помнит пофамильно, а самых лучших — в лицо. Один из его учеников написал: «Был в Минске в начале апреля, около школы увидел Марковича, поздоровался. Он поднял глаза и без запинки сказал: «Дмитрий Гельтман, выпуск 1974 года», чем поверг в немалое изумление шедшую рядом с ним молодую учительницу».


— Для учителя самая большая награда — успехи учеников. Конечно, приятно, когда они ценят твои старания и через много лет возвращаются, чтобы сказать простое спасибо, — улыбается Александр Маркович и продолжает: — Я восхищаюсь нашими детьми — они очень умные и современные, весь мир держат в руке. Они меня любят, наверное, за то, что я их хорошо учу и отношусь к каждому с уважением. За все время работы у меня был лишь один ученик, который с полной уверенностью заявил, что математика ему не пригодится. Он был очень слабым, занимался на два-три и, что самое обидное, принципиально не хотел ничего менять. В итоге мальчик выпустился с четверкой в аттестате и уехал учиться за границу. Но это уникальный случай, больше подобного в моей практике не было.

Сегодня вечером в концертном зале Белгосфилармонии соберутся десятки человек: выпускники разных лет, учителя, родители. Они будут вспоминать лучшие школьные годы, смеяться и плакать и непременно дадут друг другу обещание встретиться вновь — на следующий юбилей…

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter